Однажды довелось услышать, что магистратура – это генерация творческой элиты. Но, как и где реализуется магистерский потенциал Томского политехнического? Наталья Шепотенко, начальник Управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры:
– Управление создавалось не на пустом месте, и в части магистерской подготовки мы попытались сконцентрироваться на трёх основных направлениях. Первое – воспроизводство кадров для ТПУ. Второе – промышленность. Третье – инновационный бизнес.
А как этот процесс выглядит с кафедрального уровня? Оговорюсь, кафедру ФВТМ выбрал умышленно: с одной стороны, относительно молодая, с другой – вузовско-академическая. А положение, как известно, обязывает...
Итак, за предыдущие 5 лет состоялось 4 выпуска: то есть – 25 магистров. Всем нашлось место и дело: 7 «осели» в Томском Академгородке; один - инженер компании «Шлюмберже»; другой – в «Томской электронной компании», по одному на ОАО «НПЦ «Полюс», ОАО «ТЭМЗ» и т.п.
Есть магистр, который, получив дополнительно высшее юридическое, открыл в Томске свой бизнес.
К слову, с «Полюса» только что пришло подтверждение, что магистр техники и технологии 2010 года выпуска Анатолий Баев принят на должность «инженер-технолог». А на Электромеханическом его коллега пока что на рабочей должности – оператор станков с ЧПУ – с возможностью дальнейшего роста.
– В этом году приняли в магистратуру 5 человек из томских вузов (4 – ТГУ, 1 – ТГАСУ), – комментирует помощник заведующего кафедрой по учебной работе Светлана Ефременкова. – И три из Казахстана. Всего же магистрантов – 11: 10 «бюджетников», один на платной основе (48 тысяч рублей в год).
Многих интересует возможность получить два диплома. Даже не пугает, что параллельно и с нуля придётся изучать немецкий язык. На первый курс (в потенциале – все магис-транты) набрали одну группу из 15 человек.
Корр.: – Не мало?
– Для бакалавриата – достаточно. Магистров в этом году десять. Можно больше, но сложнее будет найти им научную работу. Мы же не хотим, чтобы они по двое сидели на одной теме…
Корр.: – Так или иначе, два уровня выстраиваются: 15 приходят в бакалавриат, пять отсеиваются, 10 идут в магис-тратуру...
– Теоретически. На практике от группы в 15 человек (набор 2005 года) на старших курсах осталось только 7: кафедра довольно требовательна к качеству выпускников, а 8 просто отсеялись.
В итоге всего три магистранта. Плюс ещё один поступил в магистратуру на другую кафедру. То есть всего 4 выпускника нашего университета продолжают обучение в магистратуре. 4 получили дипломы бакалавров: кто-то пошёл получать экономическое образование, кто-то – на заочное инженерное, обучается в параллели с основной работой и освоением дополнительной специальности.
Кафедра прошла процедуру аккредитации DD магис-терской программы «Физика высоких технологий в машиностроении»: cертификат об аккредитации ENAEE действует до 2013 года. Соответственно, всё расписано: экс-бакалавров знакомят с направлениями работы преподавателей, выдают индивидуальный учебный план с перечнем обязательных и дополнительных дисциплин; магистранты, со своей стороны, формируют (вместе с научным руководителем) собственный план, формулируют тему и т.п.
Тема, разумеется, живая, непридуманная, поскольку кафедра активно взаимодействует с академической наукой и не чужда продуктивной тематики. Итог – рабочий план на первый и второй годы обучения. Сейчас по DD программе в Техническом университете Берлина обучаются 5 магистрантов. В 2009 году таковых было 7. Из них после защиты двое поступили в аспирантуру, двое уехали на работу в Железногорск, двое пришли в ИФПМ СО РАН, одна с гражданством Республики Казахстан вернулась на Родину, работает инженером-технологом.
Ефременкова: – В прошлом году у нас из 7 в аспирантуру поступило 6 человек, и ни одного не осталось в ТПУ: не потому что не хотели сюда идти, а потому что – некуда их принять…
Одним словом, из разговора можно видеть, так сказать, балансовую (входной поток – переток – отсеивание) модель «бакалавриат-магистратура-аспирантура» с выходом на сов-местную подготовку PhD-докторантов.
Прибавим к магистрам, принятым в компании, магис-трантов, которые работают в МИПах университета. К примеру, в компании «ИНКОМ» на расстоянии вытянутой руки насчитали трёх магистрантов ТПУ. В ООО «НТП «Cемантика» де факто – два. В ООО «Редвил» – как минимум трое с разной степенью участия. Ну и так далее.
Вроде, процесс, как говорят в «нефтянке», поSHELL. Но в целом в промсекторе, кроме колоссальной инерции, – серь-ёзное предубеждение против магистров. На предприятиях Росатома, например, магистров нет в штатном(!) расписании. И на «Юрмаше» «специалитет» не воспринимается как нечто инородное. Наоборот! А вот что такое магистр и с чем его «едят»...
Шепотенко: – В планах 2011 года - организация бизнес-совещания со стратегическими партнёрами, промышленными, инновационными предприятиями по тому, как они – здесь, сейчас и непосредственно – могут и должны участвовать в подготовке кадров для себя. К примеру, «Томскнефтехим» говорит: – Hам нужен химик-технолог с навыками компьютерного дизайна, чтобы создал прибор и придал ему современный вид, «упаковал»!..
ТПУ отвечает: – Хорошо. У нас есть такой инструмент (Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения), есть желание, возможность под заказ сделать такую магистерскую программу, чтобы за два года подготовить вам химика-технолога и дизайнера – в одном «флаконе».
Олег Плотников