На прошедшем недавно пленарном заседании Общественной палаты РФ «Образование в России: взгляд 2010» член ОПРФ, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Петр Чубик предложил провести широкое общественное обсуждение необходимости и целесообразности расширения обязательных предметов по ЕГЭ.
В ответ на предложение коллег о том, что повысить качество инженерного образования возможно путем сокращения приема на инженерные технические направления и специальности, ректор ТПУ предложил подумать о причинах низкого конкурса в инженерные вузы.
– Еще четверть века назад мы сдавали в школе математику, русский язык, химию, физику, биологию, историю и иностранные языки. А сегодня обязательными предметами ЕГЭ являются только математика и русский язык. В итоге в нынешнем году только 23% выпускников школ сдавали ЕГЭ по физике, то есть только каждый четвертый мог пойти в инженерный вуз. Почему так – я не знаю. Разве за последние 25 лет мир технический и технологический стал проще? Нет, он стал гораздо сложнее. Поэтому, на мой взгляд, каждый выпускник школы сегодня должен знать основные законы устройства природы и общества. А учить их он будет только тогда, когда на выходе из школы это будут спрашивать. Я уже не в первый раз в разных аудиториях предлагаю расширить перечень обязательных предметов по ЕГЭ. Это не означает, что мы лишаем выпускника школы права выбора. Это будет его право пойти на гуманитарный факультет или в технари. Но при большем наборе ЕГЭ у него получается большая свобода выбора. Сегодня такой свободы нет. Нет экзамена по физике – иди в гуманитарии. Не набрал одного балла? Опять иди в гуманитарии, но уже за деньги. А был бы другой путь, и сам молодой человек имел выбор, его родители еще бы подумали, а надо ли платить деньги, или можно принять какое-то другое решение. Поэтому я уверен, что повышать качество образования необходимо еще в школе, - сказал П.Чубик.
Ректор ТПУ также отметил, что сокращение приема на технические специальности – тупиковый путь, поскольку в силу демографических проблем и уменьшения числа студентов-платников вскоре реальный сектор экономики столкнется с дефицитом специалистов-технарей. Тогда концентрация и свежей крови, и новых знаний среди инженерно-технического персонала станет очень низкой, что приведет к его старению и к очередному застою в экономике.