Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Уникальная конференция

Уникальная конференция была инициирована в Москве 19-20 октября усилиями двух Национальных исследовательских университетов: ТПУ и МИСиС. Содержательное событие посвящено международным стандартам, аккредитации, сертификации в техническом образовании и инженерной профессии.

Патронаж: Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор при участии Общественной палаты РФ, Ассоциации инженерного образования России, Национального агентства развития квалификаций, Ассоциации технических университетов, Российского Союза научных и инженерных общественных организаций, Российской академии образования.

Сопредседатели – ректоры ТПУ Пётр Чубик и НИТУ «МИСиС» Дмитрий Ливанов.

–Конференция уникальна и не имеет аналогов в России, – сказал на открытии вице-президент Ассоциации инженерного образования России, член Общественной палаты РФ, профессор Чубик, – поскольку предоставляет специалистам разных стран прекрасную возможность обсудить современное состояние и перспективы развития как технического образования, так и инженерной профессии.

С учётом глобализации мировой экономики и увеличения её инновационной направленности, активного перехода отечественного высшего профессионального образования на уровневую подготовку, его массовости, а также особенностей демографической ситуации в России потребность в таком обсуждении сегодня как никогда велика…

Конференция (по наблюдениям организаторов, гостей и прессы) прошла с очень существенным международным участием. Приехали первые лица международных инженерных организаций. Это – охватывающая объединён-ную Европу ENAEE (Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования). С другой стороны, Washington Accord: 13 неправительственных организаций Австралии, Британии, Канады, США, Японии и др., отвечающих за профессиональную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий, и 6 ассоциированных членов, в числе которых Ассоциация инженерного образования России.

Причём хорошо известны достижения ENAEE и Washington Accord в сфере международной аккредитации программ высшего профессионального образования. С соответствующей тематикой прибыли представители крупнейших «пулов», объединяющих национальные аккредитационные агентства. Такие, например, как Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (FEANI), получившая в рамках Болонского процесса право присваивать звание «Европейский инженер».

Что касается признания профессиональных квалификаций российских инженеров через сертификацию, регистрацию и лицензирование, то представитель Российского союза научных и инженерных общественных организаций (РосНИО возглавляет координационный комитет FEANI в РФ) на вопрос, сколько «Европейских инженеров» в России, ответил, что первые шесть россиян, пройдя необходимые процедуры, получили такое звание.

«Скромность» озвученной цифры достойна отдельного обсуждения, но смеем напомнить, что до 2004 года в России не было никакого опыта сертификации и регистрации профессиональных инженеров.

Следовательно, наши инженеры просто не имели возможности претендовать на подобный статус.

Сегодня наиболее значительный в России опыт построения систем обеспечения качества технического образования и инженерной профессии приобретён в ТПУ. Не случайно проект по разработке Системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register реализуется на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Таким образом, в течение двух дней заинтересованным сторонам был представлен весь спектр международных требований к современным инженерам, условиям их подготовки, обсуждены вопросы международной сертификации, регистрации российских профессиональных инженеров, международной аккредитации инженерных образовательных программ.

Также участники наметили направления взаимодействия, которое необходимо организовать ведущим университетам России, бизнес-сообществу, общественно-профессиональным инженерным организациям – в части повышения:

а) качества образовательных программ на основе ФГОС и международных стандартов;
б) квалификации российских профессиональных инженеров (имея ввиду подготовку их к сертификации на основе международных стандартов).

Всё это по замыслу оргкомитета конференции и сторонников процесса позволит «de facto» обеспечить мировой уровень подготовки выпускников.

По итогам мероприятия увидел свет сборник трудов Международной научно-практической конференции «Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии».

Издание адресовано разработчикам основных образовательных программ нового поколения, специалистам в области общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, научно-педагогическим работникам, менеджменту вузов и всем заинтересованным.

Олег Плотников