Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Студенческий совет ТПУ как способ участия студентов в управлении инновационным университетом

На протяжении последних 5 лет в РФ идёт активная дискуссия о развитии студенческого самоуправления в вузах страны (далее - ССУ). Не могла она не затронуть и Томский политехнический университет. Однако сколько бы ни было споров, никто не сможет отрицать, что квалифицированная работа органов студенческого самоуправления приносит неоценимую пользу как для самих студентов, так и для руководства учебного заведения. На сегодняшний день обозначились три основные проблемы в организации ССУ: отсутствие заинтересованности студентов; отсутствие инноваций при разработке плана работы органов ССУ; отсутствие чёткой структуры и организации в работе органов ССУ. (По итогам Научно-практической конференции \"Инновационный подход в теории и практике воспитательной работы в вузе\"). И практических примеров в подтверждение этим проблемам множество. В ряде вузов администрация работает, не прислушиваюсь к мнению обучающихся, а вот обсуждение с представителями студентов принципиальных вопросов: участие студентов в работе стипендиальных комиссии факультетов, предложения в разработке учебных планов, участие в управлении учебным процессом и т.д. - такие примеры есть, но их значительно меньше. Радует то, что в Томском политехническом университете администрация не только прислушивается к мнению студентов, но и поддерживает студенческие инициативы.

21 апреля 2008 года в ТПУ состоялся мозговой штурм с целью определения роли Студенческого совета университета, его основных задач и функций.

Участниками мозгового штурма были как студенты, так и администрация вуза. А именно, ректор ТПУ Юрий Петрович Похолков, проректоры, представители Старостата ТПУ, председатель профкома студентов ТПУ - все эти люди собрались, чтобы продолжить работу над начатым в сентябре учреждением Студенческого совета в Томском политехническом. На повестке значились два важных вопроса: \"Позиционирование Студенческого совета в структуре университета\" и принципиальный вопрос о необходимости создания нового студенческого органа самоуправления. После трехчасовой работы участники мозгового штурма пришли к однозначному выводу, что создавать его нужно, что немаловажно, были определены круг, задача, функции и роль Студенческого совета ТПУ: \"Координирование всей Жизни\"- Дарья Шамрова, директор МедиаЦентра - Руслан Фатиханов, зам. председателя Старостата ТПУ, координатор программы ССУ в Сибирском Федеральном округе - Мария Ишутина, Александр Огарков - руководитель Студенческого научного общества, Евгения Суходолина - руководитель Мониторингового центра Старостата ТПУ, Раушан Мухамеджанова – сотрудник профкома студентов ТПУ, секретарь Старостата ТПУ - Олеся Воробьева, Павел Рвалов, Александр Пешнин - представители МедиаЦентра ТПУ, Виктория Беккер - молодежно-патриотический центр \"Отечество\", Елена Попко - староста гуманитарного факультета, Юлия Заблоцкая - представитель студенческих советов общежитий. Вел мозговой штурм директор Центра инновационных магистерских и MBA программ Виктор Александрович Пушных.

Первой его фразой было: \"Ну, и зачем вы сюда пришли?\". Ответив на него, студенты вывели цель мозгового штурма: определить роль Студенческого совета со студенческой точки зрения. По правилам мозгового штурма, можно высказывать любые, даже самые бредовые идеи. Виктор Александрович предложил не размениваться на мелочи: \"Студсовет не должен выдавать трамвайные билеты\", а также предлагать для Студсовета функции, которые сейчас никто не выполняет. В общей сложности было обозначено 24 функции. Конечно, не все они подходили под данные критерии, и вот наиболее значимые из них: координационная деятельность всех студенческих организаций, представление интересов всего студенчества, повышение качества образовательных программ, информирование студентов о жизни университета, улучшение коммуникаций между студентами, представление студентов ТПУ в студенческой среде на всех уровнях, привлечение талантливых абитуриентов, участие в формировании учебных планов на уровне вузовской компоновки, поддержка имиджа ТПУ, сотрудничество с другими вузами в обмене опытом студенческого самоуправления. Следующий рубеж - это структура, полномочия и, конечно же, формирование представительного органа всего студенчества ТПУ.

По итогам проведения мозговых штурмов определены точки зрения администрации и студенческих организации о роли Студенческого совета ТПУ. Важно отметить то, что благодаря подобным методам работы, учитываются интересы всех сторон: Администрации вуза, профсоюзной организации и, конечно же, студентов. На данный момент ведется работа по обобщению обозначенных функций и задач, а также разработка структуры Студенческого совета.

Активный процесс создания системы студенческого самоуправления в России начался во второй половине девяностых. Перед высшей школой в плане воспитательной работы возникла острая проблема: чем заменить вузовский комсомол, который по своей сути и деятельности и был органом студенческого самоуправления с огромным творческим потенциалом, ресурсной базой, выстроенной структурой и кадровой политикой. Во многих университетах часть перечисленных функции взяли на себя профсоюзы. Но основной деятельностью студенческих профсоюзов были, а во многом и остаются, социальные функции, которыми их наделило государство. Подавляющее число профсоюзов также нельзя назвать студенческим самоуправлением, так как возглавляются они далеко уже не студентами, а зачастую людьми гораздо старшего возраста.

Существует у профсоюзов та же проблема, что и у комсомола, их деятельность распространяется только на своих членов, студенческое самоуправление же не должно подкрепляться какими-либо документами или взносами. Человек поступил в вуз, стал студентом - он уже должен иметь право на участие в управлении университетом.

Отдельное спасибо Виктору Александровичу Пушных за отсеивание лишних мыслей и четкость ведения мозгового штурма. Спасибо Управлению социальной и воспитательной работы Томского политехнического университета, сотрудники которого способствовали организации площадки для встречи всех заинтересованных лиц, спасибо участникам мозгового штурма, которые высказывали интересные мысли, идеи, мнения.

Спасибо Юрию Петровичу Похолкову за внимание к студенческим инициативам. Спасибо всем инициативным и смелым ребятам за целеустремленность и уверенность в деле создания Студенческого совета.

Благодаря таким встречам, мы учимся, учимся находить новые решения, обмениваемся опытом и вместе создаем те самые условия для развития Студенческого самоуправления в Инновационном университете.