Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Промежуточные итоги
50-летию В.А. Власова

11 июля исполняется 50 лет профессору Томского политехнического университета, проректору по научной работе и инновациям, заведующему кафедрой технической физики физико-технического факультета, действительному члену Международной академии высшей школы и Международной академии авторов научных изобретений и открытий; члену координационного совета по развитию научно-исследовательской деятельности подведомственных Рособразованию учреждений; координационного совета МА \"Сибирское соглашение\" по ТЭК России; Совета Международного инновационного ядерного университета; координационного совета по ТВЗ (Томск) Виктору Алексеевичу Власову.

***

Семья проживала в Краснокаменске Читинской области. Сын учился неплохо и среднюю школу окончил с довольно приличным результатом: в аттестате - одна четвёрка. А такая установка, что надо получать высшее образование, поступать в лучший вуз, в семье была. Правда, ещё оставался открытым вопрос - в какой именно.

Те из родственников и знакомых, что проживали в Москве, наперебой предлагали в Московский авиационный институт. Может так и произошло бы, да под абитуриентскую кампанию в Краснокаменск приехали представители томских вузов - ТИАСУРА и ТПИ.

Одним словом, в Томск ехал с твёрдым, самостоятельно принятым решением: поступать в Томский политехнический институт. Причём, несмотря на то, что в школе с физикой и математикой дружил, решил пойти на подготовительные курсы.

Как потом стало ясно, действительно, не зря. Во всяком случае, не только свой \"школьный\" уровень подтянул, но и сам дух одного из старейших университетов Сибири прочувствовал, а это в корне изменило и отношение, и личные установки.

Поступил на физико-технический факультет (ФТФ) по специальности \"Разделение и применение изотопов\". По сию пору свежо впечатление, полученное от лекций по \"Высшей математике\", которые читал профессор Кузнецов. Это, действительно, был высший пилотаж, так что, благодаря таланту Сергея Павловича, \"вышка\" давалась легко.

Что касается другого крыла физико-технической подготовки, то тут надо отдать должное профессорам Давиду Израйлевичу Вайсбурду за курс \"Физика\" и Анатолию Михайловичу Кольчужкину - \"Теоретическая физика\".

Система подготовки на ФТФ такова, что расслабляться просто некогда, но с другой стороны, было ещё что-то, что заставляло знать больше, лучше и глубже, чем кто-либо. Как результат, с учёбной нагрузкой, наряду с другом и однокашником Володей Усольцевым, с которым с \"абитуры\" был знаком, справлялся успешно.

И когда после очередной сессии заведующий кафедрой №23 профессор И.А. Тихомиров (вместе с куратором В.А. Климёновым) садился за анализ успеваемости группы и работал по каждому студенту персонально, то к студенту Власову вопросов не возникало.

Не зря же его секретарем первичной комсомольской организации специальности выбирали, а в \"первичке\" ни много ни мало - 200 человек. К слову, но то первое общественно-публичное признание на самом деле дало гораздо больше: возможность учиться работе с людьми.

В науку его втянул всё тот же Василий Александрович Климёнов, который одно время заведовал лабораторией масс-спектрометрии. Так, с третьего курса, в составе действующего научного подразделения стал на практике осваивать времяпролётный масс-спектрометр МСХ-4.

Позже, при разработке системы, которая успешно и в массовом порядке ныне вовлекает студентов в научно-исследовательскую работу, этот ранний опыт вхождения в \"большую науку\" ещё сыграет свою положительную роль. А пока он первым шёл на распределение.

Разумеется, был выбор куда пойти: на любой завод, в любую точку на карте страны и даже в европейскую её часть, но сознательно остановился на кафедре физико-технического факультета, решив продолжить свою образовательную траекторию.

Правда, перед тем состоялся памятный разговор с профессором Тихомировым. К тому времени в арсенале молодого исследователя уже были свои публикации и определённый задел по диагностике плазмы высокочастотных разрядов масс-спектрометрическими и спектральными методами.

Иван Арсентьевич без обиняков сказал, что готов взять В.А. Власова к себе в аспирантуру. Так новым местом его назначения стала кафедра №23.

Кафедра №23

Получилось, что после защиты кандидатской В.А. Климёнова пригласили в Институт физики прочности и материаловедения СО РАН. И аспирант Виктор Власов в лаборатории остался один на один с тем направлением, которое здесь разрабатывалось. Были в том свои плюсы, но и страшно поначалу - тоже было, потому как опыта работы с наукоёмким оборудованием всё же недоставало. А тут - ни спросить, ни посоветоваться. В общем, до всего вынужденно доходил своим умом. Впрочем, \"по-гамбургскому счёту\", каждый молодой исследователь должен этот этап, когда формируется характер учёного, пройти. И тут третьего - не дано: либо выплыл, либо нет.

Аспирант первого года обучения Виктор Власов \"выплывал\" так: чтобы нормально поставить и провести эксперимент, придумывал, как автоматизировать то или иное действие, реализовывал эти важные мелочи в \"железе\", и всё завершалось успехом.

Весь исследовательский цикл проводил сам - от первого шага и до конца: начиная с постановки, продолжая полученными результатами и завершая их обработкой и анализом. Вот когда впервые ощутил незабываемое чувство творческого азарта и удовлетворения от того, что всё получается и идёт, как задумано. Впрочем, это ощущение знакомо каждому настоящему исследователю.

Так или иначе, но научное направление было сформулировано практикой: исследование плазменного разряда, взаимодействующего с веществом (жидкость, газ, энергетические материалы, применяющиеся в ракетной технике). Иными словами, те исследования, которые начинал в лаборатории масс-спектрометрии, собственно, и продолжил.

Простора для мысли и понимания фундаментальных механизмов плазмы горения пиротехнического состава (ПС), на который накладывалась плазма ВЧ-разряда, хоть отбавляй: кинетика, механизм газофазных реакций, механизм реакций термического разложения ПС, с одновременным развитием методов молекулярно-пучковой масс-спектрометрии для этих целей.

В прикладном плане удалось получить модели обтекаемых плазменных потоков твёрдого тела, входящего в плотные слои атмосферы... Нельзя не сказать о роли Ивана Арсентьевича Тихомирова в научно-исследовательском и учебно-педагогическом становлении его молодого коллеги.

Профессор предпочитал никого не вести за руку: не в его характере (с другой стороны, когда у тебя три десятка аспирантов, то \"разжёвывать\" - некогда). Он просто давал направление и говорил, какой результат и в каком направлении можно получить.

Дальше всё зависело от способностей, упорства и желания ученика работать и получать результат. И если просто перечислить научно-технические решения (изобретения, патенты), которые были получены аспирантами профессора Тихомирова (В.А. Власовым - в том числе), то бесспорно-очевидной станет простая истина: для каждого из них Иван Арсентьевич - безусловный и первый Учитель. Другое и не менее важное качество профессора Тихомирова: при всём своём непростом характере, он умел прививать ученикам настоящие бойцовские качества. Рано или поздно серьёзный учёный выступает ещё и как организатор науки, и здесь умение делать дело, не боясь трудностей, имеет своё и немаловажное значение.

Не меньшую роль в воспитательном процессе, который для Виктора Алексеевича Власова шёл незаметно и в параллели с подготовкой кандидатской, заведованием лабораторией масс-спектрометрии, защитой докторской диссертации, затем - заведованием кафедрой №23 и т.д., сыграют декан ФТФ профессор Владимир Ильич Бойко, проректор по экономике ТПУ (ныне - Президент Ассоциации выпускников ТПУ) Михаил Степанович Козырев, ректор ТПУ профессор Юрий Петрович Похолков.

Все исследования, включая те, что начинались в студенческие годы, органично вошли в кандидатскую диссертацию. Позднее при подготовке докторской некоторые элементы также были использованы, но уже на уровне, отвечающем квалификационным требованиям к доктору физико-математических наук. Научным руководителем и научным консультантом соответственно был профессор Тихомиров.

Вкус дела

Нельзя не сказать и о том, что за те годы, когда кафедру №23 возглавлял И.А Тихомиров, за ней закрепилась слава одной из сильнейших среди профильных выпускающих. Не говоря уже о том, что в системе Росатома специалисты, которые готовятся силами профессорско-преподавательского состава кафедры, считаются элитой.

И это без преувеличения, поскольку работают на самых высокотехнологичных наукоёмких производствах, где нужно знать очень много, довольно подробно и в самых разных сферах. Что говорить, если плазменные центрифуги по разделению изотопов, которые были запущены два десятилетия(!) назад, несмотря на \"возраст\", и сегодня продолжают работать в непрерывном цикле.

Таких примеров безостановочной эксплуатации - поискать!

Одним словом, высокие профессиональные традиции были заложены, а, следовательно, перед правопреемником профессора Тихомирова стояла задача их всемерно развивать и совершенствовать. Логика дальнейших событий привела к тому, что в 1999 году профессор Власов с рук на руки принял заведование родной 23-й.

А поскольку результативность 40-летнего зав.кафедрой со стороны была довольна заметна, то в октябре 2001 года ректор Томского политехнического университета Ю.П. Похолков пригласил его для разговора и предложил взять на себя такое направление, как научная деятельность университета.

Всё остальное происходило на глазах у всех. Если не считать первые 3 месяца, когда рабочий день вновь назначенного проректора по научной работе составлял 14-16 часов в сутки, и такой режим физически выдержать трудно, не говоря уже о грузе взятой на себя ответственности.

Тогда было огромное число вопросов, которые не давали уснуть: куда нужно двигаться, как организовать новые направления деятельности, какова должна быть инфраструктура, поддерживающая эти направления и т.д., и т.п.

Сегодня, когда действует эффективная система НИРС, инновационная система коммерциализации научных разработок, когда среди вузов Рособразования по объёмам НИОКР ТПУ занимает 2-е место, 1-е - по зарубежным контрактам и 3-е - по количеству патентов и лицензий, когда вуз выигрывает серьёзные тендеры на научные разработки и участвует в мегапроектах (и за всем этим - высокий потенциал научных коллективов, способных решать сложнейшие задачи), те отдаляющиеся от нас события воспринимаются не столь драматично.

И самое главное, если через призму новых вызовов и поставленных временем задач посмотреть на то, что сделано за эти годы, то проректор по научной работе и инновациям ТПУ профессор Власов справедливо полагает:

- Подводить итоги пока рано… Идёт осмысление себя и тех результатов, которые были достигнуты на определённом историческом отрезке. Все дальнейшие свои мысли, действия и планы связываю с Alma Mater. И впредь все усилия буду направлять на развитие нашего вуза. Со студенческих лет не устаю повторять, что Томский политехнический - самый лучший университет!

Записал О.Н. Плотников.