Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Глоток свежего воздуха

Очень многое в успешном процессе обучения зависит от психологического комфорта студента, от того, удастся ли первокурснику адаптироваться в новой учебной и бытовой обстановке, почувствовать отличие школы от вуза и стать самостоятельной личностью. В этом студентам должны помочь, в первую очередь, старшие наставники - кураторы.

О том, нужны ли кураторы студентам, и в течение какого времени какую информацию они должны донести, и как они могут воспитывать своих подопечных, идут большие споры. Нередки случаи, когда первокурсники вообще не видят своего куратора и не знают, к кому обратиться за помощью в той или иной ситуации. Но есть и такие преподаватели, кто не мыслит своей деятельности без тесного общения со студентами. Об одном из них и пойдет сегодня речь.

Наталья Вячеславовна Чухарева - доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа ИГНД, а также заместитель заведующего по учебной работе и куратор группы 2Б33. Эта группа стала для нее первой. Сегодня ребята уже четверокурсники. А три с половиной года назад они впервые переступили порог Томского политехнического университета.

Предварительное знакомство произошло 1 сентября на традиционной торжественной встрече преподавателей факультета с первокурсниками. Народу было много, Наталья Вячеславовна всех своих подопечных не разглядела. Полноценное знакомство состоялось чуть позже, на часе куратора. На этих занятиях решались, по словам Н. Чухаревой, прежде всего, организационные вопросы. Некоторые ребята впервые оказались вдали от родителей, и им была нужна помощь, особенно по бытовым вопросам.

Куратор рассказывала о правилах поведения в общежитии, какие дисциплины им будут преподавать в этом и в следующем семестре, как вести себя во время сессии, если долго болел и не успел что-то сдать. Кроме того, она наладила связь с родителями, которые, конечно же, переживали, как их дети будут учиться в чужом городе. Первое время Наталья Вячеславовна довольно часто общалась с родителями своих студентов по телефону, посылала информационные письма, сообщала об успеваемости своих подопечных, их успехах и проблемах.

Со второго курса Н. Чухарева начала привлекать студентов 2Б33 к научной деятельности. По ее словам, у обучающихся на кафедре есть несколько мотиваций заниматься наукой. Во-первых, это участие в различных студенческих конференциях, в том числе в Международном научном симпозиуме имени академика Усова для студентов и молодых ученых. Во-вторых, - возможность представить свои научно-исследовательские работы специалистам предприятия трубопроводного транспорта нефти на ежегодной конференции молодых специалистов ОАО \"Центрсибнефтепровод\". (В качестве информации: между ТПУ и ОАО \"Центрсибнефтепровод\" существует договор о сотрудничестве, одним из пунктов которого является участие в совместной научно-исследовательской работе и привлечение к ней студентов кафедры).

Победители этого этапа, который проводит ОАО \"АК \"Транснефть\", направляются на заключительный тур в Москву. В прошлом году студенты кафедры ТХНГ первый раз стали участниками московской конференции. С докладами выступали Андрей Жилин и Антон Кремис.

Кроме того, студенты кафедры ТХНГ, проходившие летнюю производственную практику на объектах компании ОАО \"Газпром\", весной текущего года будут приглашены для участия в научно-технической конференции молодых специалистов ООО \"Томсктрансгаз\".

По мнению Натальи Вячеславовны, участие во всех конференциях позволяет ребятам не только получить необходимую для защиты дипломных работ практику публичных выступлений, но и \"засветиться\" перед потенциальными работодателями, устроиться на производственную практику, а также выиграть стипендию.

Ведь практически все организаторы подобных конференций учреждают именные стипендии предприятий для студентов, имеющих отличные оценки и наиболее активно занимающихся наукой. А дополнительная стипендия - это хорошая материальная поддержка для учащихся.

\"Можно сказать, что у всех ребят очень хорошая мотивация, - говорит Н.Чухарева. Поэтому мы постоянно приглашаем студентов попробовать себя в науке. Многим нравится, и они уже начинают сами с удовольствием заниматься, участвуют везде, да и успеваемость у них заметно улучшается.

В группе есть ребята, которые, глядя на своих более успешных товарищей, начали хорошо учиться. Как говорит Наталья Вячеславовна, общение с успевающими студентами мотивирует на учебу. \"Вот, например, последнюю сессию с тройками сдали только 8 человек из двадцати девяти. Примерно треть группы, начиная с первого курса, показывает только отличные результаты и занимается научно-исследовательской работой: Дрягин Степан, Жданова Рита, Козырева Аня, Кокорин Артем, Кремис Антон, Кужелева Ольга, Мальков Антон, Назаров Андрей, Пичугина Юлия\", - рассказывает она.

Кураторская деятельность Натальи Вячеславовны не ограничивается воспитанием и направлением студентов на научную стезю. Она участвует и во внеучебной жизни группы. Неудивительно, что воспитанников она ласково называет \"мои дети\".

Благодаря невероятной самоотдаче и целеустремленности, а также любви к своим студентам Наталья Вячеславовна в 2006 году стала победителем конкурса кураторов в номинации \"Приобщение студентов к научной работе\". Она впервые принимала участие в этом конкурсе и неожиданно для себя стала победителем.

\"Я считаю, что в этой победе огромная заслуга приходится, прежде всего, на самих ребят, которые своей отличной учебой и активной научной деятельностью доказали положительное влияние кураторства\" Наталья Вячеславовна говорит, что не задумывалась над тем, что значит для нее работа куратора. \"Это процесс, который не замечаешь, не выделяешь отдельно, просто делаешь свою работу.

Поэтому мне трудно сказать, ЧТО для меня кураторство. Конечно, без этой деятельности в полной мере преподавателя не может быть. Если человек отчитал лекции или провел какие-то практические занятия - это одно, а когда начинаешь соприкасаться с менталитетом студентов, студенческой жизнью – ты учишься. Мы учимся друг у друга, происходит взаимообучение\".

Н.Чухарева признается, что общение со студентами является для нее своеобразной эмоциональной и духовной подпиткой. От студентов исходит мощная энергетика. \"Заметьте, кто работает в системе высшего образования, выглядит и чувствует себя очень хорошо. Пока находишься здесь, не замечаешь особенной атмосферы, университетского духа. А стоит вам только уйти, сразу чувствуется их нехватка. Эта атмосфера, как глоток свежего воздуха. Студенты побуждают нас двигаться вперед и самим узнавать что-то новое, чтобы их учить\", - говорит Наталья Вячеславовна.

Накануне Дня науки она желает своим воспитанникам и всем политехникам здоровья, терпения к друг к другу и к преподавателям, желания учиться постигать что-то новое и своими силами сделать что-то хорошее, значимое.

Лариса ХВОРОВА.

Куратор и её подопечные.