В течение декабря в холле НТБ ТПУ (Белинского,55) размещалась книжно-иллюстративная выставка «Книги: летопись открытий», которая раскрывала значение печатной книги и ее влияние на распространение научных знаний в Европе и России. В прошлом году отмечались две исторические даты: 550 лет со дня выхода «Библии» Иоганна Гутенберга и 495 лет со дня рождения московского печатника Ивана Федорова.
Оба они прославили свои имена тем, что явились зачинателями книгопечатания в Западной Европе и России. Выставка была приурочена к 20-летнему юбилею отдела редких книг НТБ и состояла, в основном, из литературы, хранящейся в редком фонде библиотеки. Отсчет истории современной книги принято вести с изобретения И. Гутенберга.
Неоспоримым является то, что появление печатного станка оказалось решающим фактором в культурном развитии Европы. Став доступным широким массам, письменное слово оказывается не только средством распространения знания, но и мощным инструментом идеологического воздействия, а в конечном итоге неотъемлемой частью повседневной жизни общества.
Техническая идея, лежащая в основе книгопечатания, появилась задолго до того, как сложилась реальная потребность в ней. Возникла идея на Дальнем Востоке - там, где иероглифическая система письма не позволяла выявить основные преимущества наборной формы. В Британском музее хранится самая ранняя, дошедшая до нас печатная книга мира «Алмазная сутра» (868г.н.э.), выполненная китайским мастером методом ксилографии.
Наборный шрифт, изготавливаемый из керамики, изобрел в 40-х годах XI столетия китаец Пи Шень. Но так как Китай не имел связи с западной цивилизацией, об этом изобретении знали только в странах Дальнего Востока.
Спустя примерно 400 лет наборный шрифт был заново изобретен в Европе и после этого распространился по всему миру. Здесь к середине ХV века сложились благоприятные условия для внедрения новой техники в производство.
В 40-х годах ХV века литеры изготовлялись методом отливки из типографского сплава, затем в надлежащем порядке располагались в так называемой наборной кассе, покрывались сверху краской, и с них снимались оттиски на бумагу. Так получались страницы книги.
Предложенные Иоганном Гуттенбергом решения были столь совершенны, а массовый спрос на книгу столь большим, что в самый кратчайший срок, еще при жизни изобретателя, книгопечатание овладело умами и вышло на широкий простор всеобщего признания.
Русский ученый В.И.Вернадский считал это изобретение сопоставимым по значению с великими географическими открытиями. Книга принадлежит к тем изобретениям, которые вряд ли уйдут из человеческой цивилизации. Утратив монопольное положение в качестве средства информации, книга, тем не менее, останется душой современной системы коммуникаций.
В 1540 г. в Виттенберге собрались немецкие типографы и под руководством Ганса Люфта, пропагандиста и издателя трудов великого реформатора Мартина Лютера, торжественно отметили 100-летнюю годовщину книгопечатания. Так была заложена традиция «столетних празднеств»- они отмечались в 1640,1740 и в 1840 годах. В 1940 году юбилейным торжествам помешала война. 2000 год - год 600-летия книгопечатника, ЮНЕСКО объявил годом И. Гутенберга. Сразу скажем, что дата изобретения книгопечатания условна. Нет ни одной книги, на которой был бы указан 1440 год как время ее выхода в свет.
Более того, нет ни одной книги, в которой бы говорилось, что ее отпечатал И. Гутенберг, но сохранились свидетельства современников, где 1440 год назван началом книгопечатания, а Гутенберг - основателем книгопечатания в Европе.
Сохранились фрагменты ранних печатных изданий, напечатанных одним и тем же шрифтом с высотой 8 мм (кегль 22 пункта). Древнейшим, дошедшим до нас образцом текста, отпечатанного наборным шрифтом, является листок бумаги с одиннадцатью печатными строчками, датируемый примерно 1442 годом.
42-строчная «Библия» - наиболее известный шедевр полиграфического искусства. Имени Гутенберга на ее страницах нет, но все исследователи единодушно считают, что «Библия» напечатана в типографии Гутенберга. Историки полагают, что Гутенберг отпечатал 185 экземпляров 42-строчной «Библии»-150 на бумаге и 35 на дорогом, но прочном пергамене.
До наших дней уцелело 48, 12 из них - на пергамене. 42-строчная «Библия» отпечатана большим форматом -» в лист».Обычно ее переплетали в два тома (648 и 634 с.). Текст сверстан в две колонки, в каждой из которых по 42 строки, откуда, собственно говоря, и современное название книги.
Сохранившиеся эк земпляры «Библии» поражают нас разноцветьем страниц. Поля книги украшены растительным орнаментом, играющим всеми цветами радуги. Среди причудливо переплетающихся ветвей и трав раскиданы фигурки людей, животных и птиц. Малые инициалы выполнены красной и синей краской. Все это художественное убранство не напечатано, а воспроизведено от руки. Для инициалов Гутенберг специально оставлял в наборе пустые места.
Набрана книга изящным шрифтом (в каждом знаке - множество вариантов), в котором воспроизведены каллиграфические ухищрения писцов. Это было сделано для того, чтобы печатная книга была похожа на рукописную.
Вполне возможно, что с этого времени сохранилось у нас правило отступать в тексте несколько вправо на первой строке нового раздела. В 1858 году Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге приобрела экземпляр 42-строчной «Библии», но в 1928 году книга была продана советским правительством за границу наряду со многими бесценными сокровищами. После разгрома гитлеровской Германии две гутенберговских «Библии» из библиотеки Лейпцигского университета оказались в СССР в виде «трофеев». «Библии» засекретили, и их дальнейшая судьба пока неизвестна.
После того, как был изобретен наборный шрифт, ничто уже не могло остановить развития книгопечатания. Через пять лет книги уже печатались в нескольких городах, стоящих на Рейне, а затем и во всей Европе. В Италии первый печатный станок был установлен в Риме в 1464 году. К 1470 году книги печатали во Франции, Нидерландах, Швейцарии, Испании и Англии.
Первая, точно датированная книга в России (в Москве) «Апостол» была напечатана Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году. «Апостол» не является первой печатной книгой на Руси. Сейчас уже известно 7 более ранних изданий «анонимной» типографии. Ивану Федорову и московскому книгопечатанию XVI века на выставке посвящен самостоятельный раздел.
В период между 1453 и 1500 годами европейские печатники выпустили около 35 тысяч названий книг. Дошедшие до наших дней экземпляры носят название «инкунабула» («колыбельная книга»). По данным исследователя А. Клебса, среди этих изданий около 3 тысяч названий посвящено науке. Из них – 850 относится к медицине, около 400 – к описанию растительного и животного мира,300 - к арифметике, алхимии и агрикультуре, 200 - к астрономии и астрологии,100 - к геометрии и физике.
Переводы классиков и самостоятельные сочинения обзорного и обобщающего характера составляли необходимые предпосылки для усвоения и распространения научного наследства. Но собственный вклад европейских ученых в развитие науки получает определенное и достаточно яркое выражение только в XVI веке. Начинают возникать научные общества и Академии наук, появляются первые научные журналы, такие как «Журнал ученых» (1665) во Франции и «Философские труды»(1665) в Англии.
В разделе выставки «Научная мысль Европы и России» представлена литература, раскрывающая возникновение и ранние годы деятельности Лондонского королевского Общества, Парижской Академии наук, Шведской королевской Академии, Императорской Санкт-Петербургской Академии и ученых с ними связанных.
Множество интересного материала представлено на выставке, книги с которой можно поднять в читальный зал гуманитарной литературы.
Т.А.РОМАНОВА,
отдел редких
книг и рукописей НТБ ТПУ.