Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Давайте мыслить позитивно!

Вопрос: - Что делать, если сотрудники кафедры непрофессионально ведут лекции, рассказывают о своих личных случаях и мало говорят о самой психологии? А также необъективно оценивают знания студентов?

Отвечает психолог Иванкина Любовь Ивановна:

- Для начала, необходимо выяснить - так воспринимаете происходящее только вы или у вас есть единомышленники, другие студенты с вашего потока, кто считает так же. Затем проясните для себя, чего вы хотите, как, по-вашему мнению, должны проходить занятия, и сформулируйте конкретные замечания и требования, с которыми инициативная группа ознакомит преподавателя.

Замечания следует формулировать конструктивно, в позитивном ключе (например, «студенты нашей группы обменивались мнениями о том, насколько понятен им информационный материал лекций, есть ряд затруднений, нам не очень понятно (и далее называется какая-то проблема), возможно, что и другие студенты на потоке тоже не научились хорошо разбираться в этом вопросе, и наша группа просит вас уделить этому внимание»).

То же самое касается и мнения относительно необъективности оценивания знаний. Для доказательства несправедливости следует исходить из существующей нормы оценивания и того, что относительно вас она была нарушена.

Данное поведение требует активной жизненной позиции, способности доказывать свою правоту и конструктивно строить отношения. Бездоказательные обвинения в адрес другого неэффективны, поскольку не решают проблемы, а усугубляют ее, усиливая агрессивность как психозащитную реакцию на критику.

Мои коллеги, как и любые другие люди, конечно же, не ангелы, но они готовы выслушать, вникнуть в замечания, понять причину неудовлетворенности и искать компромисс, способствующий росту ваших знаний и компетентности.

Решая вопрос о возникающих затруднениях, учитесь быть гибкими и ориентироваться на эффективное решение проблемы, то есть подходить к ситуации позитивно, мотивируя собственными обращениями к преподавателю (этот принцип хорош в любых ситуациях, не только в затруднительных, связанных с критическими замечаниями), его заинтересованность в разрешении ситуации с пользой для дела.

Административный путь воздействия на преподавателя жалобой заведующему кафедрой следует использовать лишь как крайний вариант – при полном отсутствии с его стороны понимания и стремления изменить ситуацию самостоятельно, без внешнего давления и использования административного ресурса воздействия. Время обучения в вузе является прекрасной возможностью для развития способности позитивного разрешения конфликтов.

Вопрос, ситуация: - Я боюсь, что меня отчислят из университета.

Отвечает психолог Иванкина Любовь Ивановна:

- Страхи многолики и свойственны не только человеку, поскольку страх является естественной реакцией, определяющей степень опасности происходящего, мобилизующей, либо, напротив, парализующей активность. Средняя сила страха (позитивный страх), когда происходящее человеку небезразлично и не представляет абсолютной опасности для жизни, служит оптимальной готовностью для получения информации, и результат деятельности, как правило, в этом случае гарантирован. Слишком слабое чувство страха (нейтральный страх), либо, напротив, слишком сильное (негативный страх) является показателем низкой эффективности результата действий, поскольку страх возникает при его предвосхищении и непосредственным образом влияет на самочувствие и поступки человека, связанные с достижением цели.

В данном случае мы имеем пример страха, провоцируемого мыслями, когда страх вызывается нашими представлениями о страхе. Прежде, чем появляется страх, мы что-то воспринимаем и оцениваем то, что воспринимаем.

Алгоритм связи между запугивающими мыслями и возникающими страхами был обозначен как АВС-чувств, где А - ситуация (что происходит?), В – оценка (что я об этом думаю?) и С - чувства (как я себя чувствую?). В данном случае, когда я боюсь, что меня выгонят из университета (и не важно, есть ли реальные для этого основания), что я делаю согласно алгоритму АВС-чувств: 1. ситуация (А) - меня выгонят из университета; 2. оценка (В) - конечно, я ничего не смогу поделать, мне на роду написано быть неудачником, так что ничего не поделать (могут быть самые разные провокационные мысли, эта - как пример одной из них); 3. чувства (С) - повышенное беспокойство, нарастающая ажиотированная тревога, приводящая к иррациональным поступкам, провоцирующим по отношению к нам нежелательные для нас же действия. Подобного рода действия - из разряда самопрограммируемого пророчества – получил то, что хотел.

Из алгоритма АВС-чувств следует, что в любой ситуации (в том числе в обсуждаемой) имеется три возможности, как чувствовать себя: позитивно, негативно либо нейтрально. Чтобы пророчество имело конструктивный исход, следовательно, в восприятие ситуации (А) и ее оценку (В) необходимо вкладывать конструктивное содержание. Если мы уже решились на какую-то оценку, то тем самым определяем, как будем себя сейчас чувствовать, и мы уже можем предсказать свои чувства. Наши чувства правы в том смысле, что они отражают то, что мы думаем. Страх, таким образом, имеет основания не в ситуации, а в ее оценке. Мы испытываем страх, поскольку мы мыслим страхом.

Поэтому, мыслите позитивно и будьте в этих мыслях искренни (что-то я в этом сомневаюсь, верю, но как-то очень слабо), поэтому не обманывайте себя и ищите конструктивную формулировку, соответствующую конкретной ситуации и вашим возможностям.

Существует множество психологических стратегий и приемов преодоления деструктивного беспокойства и перевода его в оптимальное напряжение, необходимое для получения хорошего результата. Если не получается самостоятельно овладеть приемами позитивного мышления, приходите за поиском ресурсов на социально-психологический тренинг или на индивидуальную консультацию к психологу.

Вам могут помочь и психологи ТПУ, каждый понедельник с 14.00 проходит консультирование в ауд. 321-а 19-го учебного корпуса.