Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Любви к Отечеству учит его история

В сообществе историков стал популярен тезис: история ничему не учит, а красивая фраза латинян о наставнице жизни возведена в миф.

Наверное, упрек надо адресовать не истории как учительнице, а человеку как плохому ученику.

Не очень-то жалуют историческую науку и её учебную дисциплину первокурсники технических вузов. Что же отталкивает их от изучения истории своего Отечества?

Во-первых, их убежденность в том, что "никакой Америки" им в вузе не откроют и все, названные в программе темы, уже "проходили в школе".

Во-вторых, для инженерной специальности совсем не обязательно знать, когда сказала княгиня Ольга что-то про матерь городов русских.

В-третьих, их раздражает запоминание для оценки фактов, хронологии, терминов (по словарю) и прочая конкретика. Если в первых двух случаях студенту можно посочувствовать и понять, то последний желательно переадресовать к самой системе преподавания (обучения) истории и к нам, ведущим этот курс.

Семинары, олимпиады, экзамены и другие формы проверки знаний, к сожалению, зачастую построенные от "княгини Ольги", рассчитаны на запоминание. И что студент? А он - "мятежный"... с удовольствием принимавший фактологию как информацию к размышлению, начинает противиться под прессом обязательности знаний этой информации, под требованием выдачи абсолютной истинности, да еще и при устоявшейся точке зрения.

Конечно, идти в аудиторию с установкой "все годится, лишь бы студент был активен" - не лучший вариант, но ради оригинальных ответов, наверное, можно пожертвовать и фактологией.

Сегодня мы в дефиците по части духовно-нравственного здоровья и уважения к своему Отечеству. А почему бы не поучиться у истории Отечества всему нашему жизнеустройству, не исключая духовности, государственности, национального устройства... История России не раз доказывала преимущество такого общества, где на первый план выходили не расчетливые отношения обмена, а отношения соучастия.

Замечу из опыта: использование в учебном процессе ценностно-нормативных или духовных характеристик вызывает дискуссию (что хорошо), в которой молодые и прагматичные осуждают своих давних соотечественников за их неспособность видеть реальный мир. При том, что такая позиция имеет право быть, все-таки открывается поле для большого разговора по очень непростой и драматичной проблеме.

Пресловутая глобализация замутила головы даже тем, кто и слова-то этого сразу не скажет. Вчерашний школьник бойко держит речь: либо Россия будет западной, либо она погибнет. Знание истории своего Отечества может помочь увидеть разумные пределы любому подражанию Западу, сохранить лучшие традиции российского жизнеустройства, работающие на современность.

Многонациональная Россия с дефицитом межэтнической терпимости нуждается в знании своего прошлого, этноисторического содержания, которое, к сожалению, почти не предусмотрено программами и учебниками. Сказ о "двух Д" - всегда готовый ответ на вопрос о российской самобытности. Смакуя и ёрничая, студент и не догадывается, что при этих "двух Д" его страна за свою тысячелетнюю историю явила миру такие уроки и такие деяния, благодаря которым многие сообщества обязаны ей своим процветанием.

В этой ситуации лучше мыслителя Василия Розанова не скажешь: "Хорошо любить Россию-мать, когда она в величии и славе, но когда она больная и пьяная, наша любовь ей нужна ещё сильнее".

И не будем лишать убежденности древних латинян в том, что historia est magistra vita.

Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент кафедры гуманитарного образования. г.Юрга.