Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Двенадцатая осень

Золотая пора листопада в двенадцатый раз открывает новую творческую страницу в истории Томского Муниципального Русского оркестра Международного культурного центра ТПУ.

«Кругосветка»

День рождения концертного сезона сродни дню рождения любого человека – волнения, радость встречи с «родными» лицами слушателей и друзей; цветы, аплодисменты, добрые пожелания… В общем, все «как у людей». С одним различием – подарки преподносит именинник. В выборе нынешнего «презента» оркестр явно «постарался» - подарок получился ярким, праздничным и очень приятным. К тому же он тематически «вписался» в драгоценные воспоминания о минувшем лете – поре путешествий и многочисленных «отпускных отлучек от дома». Исполнители пригласили гостей праздника в кругосветное путешествие – благо, музыка никогда не знала границ времени и пространства.

Под управлением обладателя специального приза Всероссийского конкурса дирижеров – Ольги Алешиной – оркестр достаточно легко и непринужденно менял «вектор движения» в смене музыкальных стран и континентов: Россия (в сочинениях В.Конова и В. Городовской), Румыния (в бессмертном «Жаворонке»), легендарная Греция (ее представила музыка М.Теодоракиса – увертюра к народной опере «Квартал ангелов»), библейский Иерусалим («Святая суббота» Корбакова), Канарские острова (в одноименной миниатюре Торридоса), Грузия (О. Гордели, «Картули»), Испания (интермедия «Свадьба Луиса Алонсо» Хименеса), Англия (в очаровательных транскрипциях для оркестра русских народных инструментов песен легендарных THE BEATLES и страниц сочинений Э.Л.Уэббера, которые подарил своим коллегам и публике артист оркестра Вячеслав Тамаров). «Кругосветку» с блеском венчала «Калинка» (в версии И.Якушенко) и пьеса «доброго гения» томских «народников» - А.Цыганкова, давшая название и саму идею программы – «Кругосветное путешествие».

Визит Маэстро

Спустя неделю после открытия сезона на сцене МКЦ ТПУ появился VIP-солист – один из лучших исполнителей на балалайке, Лауреат Международных конкурсов Андрей Горбачев (безусловно, в блистательном сопровождении Лауреата Международных конкурсов, пианистки Татьяны Ханиной - их содружество давным-давно известно всему миру под названием «Классик-дуэт»).

Андрей Горбачев – из тех музыкантов, которые определяют сегодняшние и завтрашние«правила игры» в исполнительстве на русских народных инструментах: педагог (зав. отделом!) знаменитой «Гнесинки», постоянный член жюри Международных конкурсов, всемирно известный музыкант-виртуоз, умнейший и обаятельнейший человек…

Маэстро подружился с Томском еще в 90-е годы прошлого века, с удовольствием продолжая дружбу в новом времени, всякий раз преподнося друзьям роскошные творческие сюрпризы –в виде изумительных сольных программ и новеньких, «остреньких» оркестровок, на которых еще не высохли «чернила» авторов. В этот раз А.Горбачев одарил томичей сочинениями наших современников (редчайший случай – услышать музыку, рожденную «вчера» в Москве, Санкт-Петербурге… ). Новые имена логично и естественно сопрягались с «золотой классикой» - Скарлатти, Вьетан, Сарасате. В руках Маэстро балалайка умеет все – даже петь голосом домры. Как это происходит – знает лишь Тот, кто подарил Андрею Горбачеву великий Дар Музыки.

Двойной успех

Главный секрет нынешней музыкальной осени состоит в том, что для Томского Муниципального Русского оркестра МКЦ ТПУ начало сезона прошло на двух творческих орбитах. «Вторым кругом» стало участие в открытии 60-го концертного сезона Томской Областной Государственной филармонии и Томского Академического симфонического оркестра. Вместе с коллегами-академистами и лучшими хоровыми коллективами из Новосибирска (знаменитый Камерный хор Новосибирской филармонии и Хор «НЭТИ»), к которым присоединилась Вокально-хоровая студия МКЦ ТПУ - оркестр преподнес слушателям, переполнившим Большой концертный зал, грандиозную музыкально-литературную постановку. Ее главной частью стала кантата С.Прокофьева «Александр Невский», соединенная с музыкой Мусоргского, Глинки и стихами К.Симонова.

Томск впервые внимал подобному грандиозному проекту – соединение двух оркестров, громадного хорового массива, элементов светового решения производило колоссальное впечатление.

К чести Международного культурного центра ТПУ отметим, что еще один из его творческих коллективов был отмечен большим успехом на «филармонической» орбите. Фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек» принял участие в открытии 10-го джазового сезона. Наследники старинной музыкальной культуры Сибири с блеском выступили в творческом проекте всемирно известного джазового музыканта Владимира Чекасина, и это сближение «крайностей» доставило исполнителям и слушателям истинное удовольствие.

Продолжение следует!

Вера Тимофеева, музыковед