Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Завидовать нельзя, поклоняться - непременно!

16 сентября в Малой химической аудитории ХТФ собрались многочисленные ученики, коллеги, друзья А.Г. Стромберга, чтобы отметить его 95-летие.

К сожалению, сам Армин Генрихович не дожил года до этого дня. На экране замелькали фотографии, отражающие жизненный путь учёного, хронологию которого комментировал зав. каф. ФАХ, д.х.н. А.А. Бакибаев. О роли научной школы А.Г. Стромберга в развитии ТПУ рассказал проректор по НР ТПУ профессор В.А. Власов. Были перечислены основные достижения великого учёного - развитие научного направления «Теория и практика высокочувствительного метода инверсионной вольтамперометрии», создание сотни методик анализа различных объектов - от высокочистых веществ до экологических, создание новых приборов для анализа этих объектов методом ИВ, подготовка более сотни кандидатов и десятка докторов химических наук , публикация сотен статей, тезисов докладов, проведение всесоюзных конференций в ТПУ, в результате чего Томск называли «Меккой» для полярографистов. А.Г. Стромберг и его ученики имеют высокий рейтинг в международной оценке публикаций и цитирования, как показывают результаты наукометрического исследования, проведенного в отделе информатики ИОХ СО РАН....

Более подробно о научной деятельности А.Г. Стромберга рассказал декан ХТФ, профессор В.М. Погребенков, который слушал его лекции по физической химии. Напомним, что А.Г. Стромберг - крупный ученый в области электрохимии, физической и аналитической химии, основатель научной школы томских электроаналитиков, филиалы которой ныне действуют в Тюмени и Екатеринбурге. Он автор более 470 научных публикаций. До конца жизни он был научным руководителем аспирантов, докторанта, продолжал разработку теории метода ИВ, принимал активное участие в научной и общественной жизни факультета, был членом советов по защите диссертаций по аналитической и органической химии. О его внимательном и заинтересованном отношении к научной жизни факультета говорит тот факт, что он всегда сообщал сотрудникам о новинках литературы, которые находил в научной библиотеке ТПУ. Присутствующие на заседании библиографы НТБ ТПУ - Н.И. Кубракова и О.М. Васильева назвали Армина Генриховича идеальным читателем, который еженедельно просматривал в НТБ и новинки литературы, и РЖХим и периодические издания. Эти сотрудники НТБ проделали большую кропотливую работу по написанию Библиографического указателя трудов А.Г.Стромберга с 1930 по 2004 год.

Сотрудник кафедры ФАХ, профессор Колпакова Н.А. остановилась на учебно-педагогической деятельности учёного и главном его труде - учебнике «Физическая химия» для вузов. Этот учебник выдержал уже 5 изданий и считается одним из лучших в России. Другие учебные пособия, например, «Сборник задач по химической термодинамике» переводился на испанский и польский языки. А.Г.Стромберг уделял большое внимание повышению квалификации преподавателей - постоянно посещал их лекции, сам читал курсы лекций, выступал на семинарах по методическим вопросам.

А.А.Бакибаев рассказал и продемонстрировал 3 сборника, которые были выпущены в память об учителе, в честь его 95 - летия: А.Г. Стромберг. «Материалы к биографии. Воспоминания учеников». А.Г. Стромберг. «Библиографический указатель трудов». «История кафедры физической и аналитической химии».

Содержание этих сборников заслуживает отдельного разговора. В их создании приняли самое активное участие упомянутые выше сотрудники НТБ ТПУ, ученики - Н.П. Михеева, Э.А. Захарова, С.В. Романенко, магистрант А.С. Кабакаев. Редактором и вдохновителем создания всех трех сборников явился А.А. Бакибаев, который сообщил, что на ХТФ учреждена стипендия имени профессора Стромберга для наиболее талантливых студентов. О том, что дело ученого живет, говорят такие факты, что в декабре состоялась успешная защита его последней аспирантки Е. Ларионовой, а в январском номере журнала «Электрохимия» вышли его 2 большие теоретические статьи с учениками, публикации которых Армин Генрихович придавал большое значение.

Захарова Э.А. рассказала о хобби своего отца. Он сам писал о них в своих ежегодных «Отчетах» - коллегам, друзьям, родным - это были постоянные любимые занятия, включенные в режим дня: физическая работа (в течение 30 лет!) во дворе, где он жил, площадью 70 соток. Зимой - это расчистка дорожек от снега, летом - выкапывание сорняков, отпиливание сучков на деревьях. При этом достигалось сразу 3 цели: поддержка физического здоровья, обдумывание научных проблем и общественная польза - на полянках, где буйно росли сорняки, после их удаления воцарялись ромашки, клевер, радующие глаз. С детства в доме звучала музыка – дети играли на фортепиано, отчим - на скрипке, друзья пели романсы, арии из опер. В преклонном возрасте Армин Генрихович играл исключительно прелюды Шопена, причем старался выучить их наизусть (14 из 24 играл наизусть ежедневно). Книги, чтение. Кроме книг по русской и зарубежной литературе, искусству, А.Г. собрал богатую домашнюю библиотеку по физической химии, электрохимии, математике. Он особенно любил читать мемуары и биографии учёных, в том числе - репрессированных. Недаром, одним из его девизов был вавиловский: «Жизнь коротка, надо спешить!». Особенным пристрастием Армина Генриховича была библиотека, которую он называл «Храмом науки» и в которую ходил с благоговением. Там он всегда находил НОВОЕ, («Все но вое люблю страстно» - другой его девиз). Подводя итог его увлечениям, можно сказать, что главным хобби была НАУКА в высоком смысле, как поиск истины («Платон мне друг, но истина дороже» - третий девиз). И все его любимые занятия только помогали главному делу всей жизни. Научный стиль был и стилем его жизни – с четким режимом, планированием, самоконтролем и самодисциплиной. Он очень ценил свое и чужое время, даже во сне иногда приходило решение трудной проблемы.

Один из его корреспондентов, профессор Ю.Я. Фиалков писал: «...Всё, за что брался Армин Генрихович - за полярографию, за воспоминания, за уборку двора, за Шопена, наконец, за свою жизнь - все это он обустраивал с высшим мастерством. Завидовать этому нельзя, поклоняться - непременно!».