Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Проектировщик томского трамвая

Юлия Бутина, Сергей Марухин

Ранее (газета ТПУ «За кадры», 6 марта 2009 г., стр. 22–23) мы кратко сообщали, что автором энергетической части технического проекта томского трамвая был доцент ТПИ Е.М. Пухов. Этот человек заслуживает того, чтобы о нём рассказать подробнее.

Евгений Михайлович Пухов родился 6 (19) декабря 1888 г. в семье крестьянина в селе Белкино Семёновского уезда Нижегородской губернии России. Отец по окончании военной службы поступил работать на железнодорожную станцию Радом (Польша). Женя Пухов учился в Радомской мужской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1907 г. и поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, но учился с перерывами, так как после смерти отца в 1906 г. пришлось помогать семье, давая уроки и работая на железной дороге. Сдал почти все предметы, но всё-таки в начале 1914 г. пришлось оставить учебу, а в июле 1914 г. после объявления войны уехать в Нижний Новгород. В 1915 г. женился на крестьянской девушке А.М. Болдыревой, которая родила сына Георгия (впоследствии украинского академика) и дочь Варвару.

До 1918 г. Евгений Михайлович работал в отделениях Госбанка Нижнего Новгорода, Вязьмы и Сарапула. В октябре 1918 г. был взят на военную службу, но в апреле 1919 г. из-за слабости зрения был от службы освобождён и эвакуирован в г. Томск. Работал в отделениях Госбанка и финансовых органах Томска, Кузнецка, Мариинска и Ачинска, а в начале 1931 г. был мобилизован на транспорт (как бывший железнодорожник) и направлен в г. Красноярск, но в середине 1931 г. был переведён снова в г. Томск. На железной дороге занимался вопросами тяги и электрификации. В 1933 г. защитил дипломный проект в Томском электромеханическом институте инженеров транспорта (ТЭМИИТ) и получил звание инженера-электрика. В 1932–34 гг. Е.М. Пухов работал по совместительству в Томском железнодорожном техникуме, а в апреле 1935 г. был приглашён в ТЭМИИТ и назначен заведующим кафедрой. В 1937 г. в связи с ликвидацией факультета электрификации в ТЭМИИТе перешёл работать на кафедру электрических станций, сетей и систем Томского индустриального института (ТИИ). К этому времени Евгений Михайлович уже был квалифицированным специалистом-железнодорожником, опытным преподавателем и за добросовестную работу имел 6 наград (благодарности, грамоты, фотоаппарат и др.).

Поступив в ТИИ, Е.М. Пухов, кроме учебной, вёл активную научно-исследовательскую работу. В его личном деле, хранящемся в архиве Томского политехнического университета, есть список научных трудов, составленный самим Пуховым в феврале 1939 г. В нём перечислено 7 научно-технических и учебно-методических работ. В августе 1939 г. он командируется в Кузбасс для ознакомления с электровозной откаткой на шахтах. И в итоге, к концу 1939 г., Евгений Михайлович завершил кандидатскую диссертацию на тему: «Параметры рудничной электровозной откатки (троллейной)», 20 февраля 1940 г. в Совете ТИИ успешно её защитил, а в июне 1940 г. был утверждён в учёном звании доцента.

С началом войны с Германией (1941–45 гг.) Е.М. Пухов, как и все его коллеги, работал под девизом: «Всё для фронта, всё для Победы!». В личном деле есть характеристика его деятельности за военный период, подписанная директором ТИИ К.Н. Шмаргуновым, где на целой странице машинописного текста перечислены работы Евгения Михайловича по оказанию помощи производству. Наиболее трудоёмкой и важной была разработка технического проекта томского трамвая. После выполнения этой работы Е.М. Пухов, по просьбе Томгоркомхоза, был командирован в июле 1944 г. в Москву для утверждения проекта. В Научно-технической библиотеке ТПУ хранится составленная Е.М. Пуховым объяснительная записка к техническому проекту, в которой на 110 страницах машинописного текста подробно изложены обоснования и расчёты контактной сети, тяговой подстанции, котельной и подстанции трамвайного парка и т.д., а также стоимость электрооборудования и его монтажа. В НТБ ТПУ бережно хранится также комплект чертежей (всего 21 лист) технического проекта, из них 14 чертежей по тяговой преобразовательной подстанции, как наиболее сложного объекта. Под тяговую подстанцию город выделил старинное двухэтажное кирпичное здание на углу улицы Советской и площади Батенькова, принадлежавшее когда-то Благовещенскому собору. Подстанция располагается там до сих пор. Кроме учебной, научно-исследовательской и проектной работы Евгений Михайлович выполнял и другие обязанности. Так, например, он был утверждён учёным секретарем Юбилейной комиссии с 16 октября 1939 г.; с марта 1943 по апрель 1944 г. был главным бухгалтером ОРСа ТИИ, а в 1944/45 учебном году – заместителем декана Энергетического факультета. За свою плодотворную и добросовестную работу он получал благодарности и премии и, тем не менее, с 1 сентября 1946 г. уволился из ТПИ. Что послужило тому причиной – мы не знаем.