Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Андрей Фурсенко: «Надо правильно расставить приоритеты…»

16 января министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко посетил с рабочим визитом г. Томск. В МКЦ ТПУ министр встретился со студентами и аспирантами Томского научно-образовательного консорциума и ответил более чем на 20 вопросов студенческой молодёжи. На встречу с министром в МКЦ ТПУ пришли более 500 бакалавров, магистров и аспирантов из разных вузов Томска.

Мероприятие проходило в свободном формате, студенты в течение двух часов имели возможность задавать министру вопросы. В частности, присутствующих интересовали перспективы развития гуманитарного образования в технических вузах, проблемы изучения русского языка в национальных республиках, повышение стипендий, возможность объединения научных центров с вузами, квоты набора иностранных студентов.

В формате «ВОПРОС-ОТВЕТ» предлагаем нашим читателям диалог Андрея Фурсенко со студентами-политехниками (в сокращении).

– Я магистрант ТПУ, кафедра геоэкологии и геохимии. На нашей кафедре реализуется программа двойного диплома совместно с Парижским университетом Париж-11. Мы должны будем в апреле продолжить обучение во Франции. Предусмотрена ли какая-то финансовая поддержка студентов, обучающихся по нашей программе?

– У нас сейчас идёт отработка программы по обучению достаточно большого количества студентов – до 10 тысяч человек, которые будут иметь возможность и средства стажироваться в ведущих университетах мира. Но ранее мы договаривались, что в программах развития университетов как НИУ большое внимание будет уделено программам международного сотрудничества и обучения, в том числе и привлечения сюда профессоров, преподавателей из других стран и стажировки наших преподавателей и студентов в других странах. Деньги, заложенные в эти программы, можно тратить и на эти стажировки. В ближайшие год-два эти программы будут реализовывать именно те университеты, которые имеют на эти проекты специальную поддержку. Одновременно мы готовим сейчас программу поддержки таких стажировок, может быть, не кратковременных, а долгосрочных – на полгода, на год. Я предлагаю, если у вас есть чёткие представления, как такие программы должны быть реализованы, то мы готовы выделить дополнительные средства, для того чтобы они шли эффективно. Но при этом я бы хотел знать ещё одну вещь. Что, кроме двойного диплома, вы получите после того, как пройдете эту стажировку? Сам факт двойного диплома хорош, но через какое-то время он станет менее актуален с расширением Болонского процесса.

Гораздо важнее знать, действительно ли будут у вас абсолютно новые знания и качество образования. Какие принципиально новые компетенции вы получите?.. Министерство готово оказать дополнительную поддержку вузам, если нам чётко будет сформулировано, каким образом эти проекты качественно улучшают подготовку, а главное – востребованность ребят, получающих двойные дипломы.

Надо подумать, что можно сделать ещё в рамках существующего законодательства, чтобы улучшить эту подготовку. Я считаю, что те ребята, которые рассчитывают остаться преподавать в своём вузе, вправе рассчитывать на поддержку в первую очередь. Почему? Потому что очень важно, чтобы приехав из вуза-партнера обратно, знания того, как идёт организация учебного процесса за границей, они использовали на родине. Это не значит, что они всю жизнь будут как крепостные, но это означает, что они берут на себя встречное обязательство передать полученные опыт и знания.

– У нашего вуза есть международный партнёр – технический университет Карлсруэ. Несколько лет назад произошло объединение университета Карлс-руэ и научно-исследовательского центра Карлсруэ. Это позволило вузу занять лидирующие позиции в мире и создать более комфортные условия для обучения аспирантов. Будет ли в нашей стране поддержано объединение университетов и научно-исследовательских центров и будут ли созданы программы по поддержке данных объединений?

– Во-первых, у нас в целом ряде регионов происходит определённое неформальное объединение, которое ещё 5 лет назад было полузаконным. Нам не без труда удалось принять закон, согласно которому многие ограничения были сняты. Сегодня в Томске несколько десятков базовых кафедр Томского научного центра используются студентами и аспирантами, точно так же, как сотрудники академических институтов работают в университетах Томска. Я это поддерживаю. Но любое объединение должно быть естественным. Как только мы начинаем это делать административным путём, когда сами стороны к этому не очень стремятся, возникают противоречия. Объединение академических институтов и вузов не должно происходить искусственно. И в Карлсруэ, кстати сказать, это произошло после того, как оба центра сами приняли соответствующее решение.

– Студентка 5-го курса ТПУ. Наш университет является одним из 26 центров подготовки волонтёров для проведения Олимпиады 2014 г. в Сочи. Интересно Ваше мнение – если на базе нашего университета попробовать создать экспертную площадку для подготовки и внедрения волонтёрства в систему образования?

– Поддерживаю вашу инициативу, идея неплохая. Есть проекты, которые по силам реализовать самому студенческому сообществу. Если создавать такой центр волонтёрства, то создавать его исходя из того, что волонтёры взяли бы на себя доводить дело до конца.

– Кампус-менеджер ТПУ Максим Гвоздев. Это – должность в системе студенческого самоуправления ТПУ. Мы уже затронули тему общежитий, на одном из последних заседаний ректората был представлен проект по модернизации нашего кампуса. Одному университету решить такую масштабную задачу не по силам. Можно ли создать механизмы по реализации подобных проектов на уровне государства?

– Проекты такие есть, и мы начнём их реализовывать в этом и последующих годах. С введением ЕГЭ процент иногородних студентов резко увеличился, поэтому вузовская инфраструктура оказалась не готова к этим преобразованиям. Принципиальная позиция Минобразования: общежития должны строиться там, где дают действительно хорошее, качественное образование.

– Молодежь всё больше приобщается к здоровому образу жизни, занимаясь физической культурой и спортом. Планирует ли Ваше Министерство мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры нашего университета?

– Есть федеральная целевая программа по развитию физической культуры и спорта, предусматривающая развитие спортивной инфраструктуры с учётом потребностей вузов. В частности, планируется построить по стране 500 бассейнов. Сегодня их по факту 17. Принципиально важным я считаю, чтобы все спортивные сооружения, которые создаются на муниципальном уровне, были задействованы и загружены максимально, чтобы все вузы могли ими пользоваться.

Мы должны все вместе и достаточно ответственно подходить к тому, какие сооружения нужны, как их оптимальным образом построить, чтобы они были максимально доступны для всех… И здесь надо правильно расставить приоритеты и вокруг них концентрировать свои усилия. Я считаю, что спортивные сооружения относятся к числу наших приоритетов.

– Я приезжий студент из Казахстана. На 3-м курсе у нас есть производственная практика, и все мы, приезжие, сталкиваемся с проблемой прохождения практики в России, а затем и последующего трудо-устройства, т.к. при этом требуется получение гражданства РФ. А для этого должно пройти не менее 2 лет. Будет ли решаться этот вопрос?

– Обещаю, что этот вопрос будет передан в Миграционную службу. Я считаю, что для квалифицированных людей, заинтересованных в прохождении производственной практики и получении гражданства для работы, конечно, нужно упрощать процедуру получения гражданства РФ. Могу успокоить, что эти шаги сейчас предпринимаются Таможенным союзом… Москва не сразу строилась…