Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Один тьютор в поле не воин, или один год из жизни одной Татьяны

Ольга Щукина

Чекина Татьяна Ивановна, тьютор ЦСР общежития №5 (ИПР)

Образование высшее (ТПУ), специалист по социальной работе. Имеет пятилетний опыт работы с детьми и подростками. В политехническом с первого дня внедрения системы тьюторства, итого 1,5 года. Одна из тех, кому в абсолютно новом деле, приравненном к эксперименту, приходилось всё начинать с чистого листа.

– Полтора года назад тьюторство в общежитии было нововведением для Томского политехнического университета, шло формирование команды. Конечно, перед началом учебного года с нами была проведена двухнедельная учёба с привлечением психологов, и шли мы на рабочие места теоретически подкованными, но понятно, что не всегда можно предусмотреть все ситуации... Мое общежитие – это 550 ребят, приехавших из разных регионов страны и ближнего зарубежья. И к каждому предстояло найти индивидуальный подход… Особенную ответственность я чувствовала за налаживание контакта с первокурсниками – ведь задача тьютора в том и состоит, чтобы помочь первокурсникам адаптироваться в общежитии, сгладить стрессовые ситуации, которые совсем не исключены, когда вчерашний школьник входит в новый для него социум.

Ключевые направления нашей работы – это профилактика правонарушений, помощь в организации и проведение досуговых мероприятий, консультирование студентов по различным вопросам, в том числе связанным с оформлением документов и, конечно, психологическая поддержка. И здесь один тьютор в поле не воин.

Своему руководителю центра социальной работы Никифоровой Ольге Александровне за консультационной поддержкой и советом я могу позвонить в любое время. Не забывает о своих студентах и начальник отдела по социально-воспитательной работе и связям с общественностью ИПР Максимова Светлана Юрьевна. Надо сказать, мне повезло – в моём общежитии проживают студенты только одного подразделения – ИПР.

Наша работа идёт параллельно и с руководством общежития. Плоскость пересечения функций тьютора и заведующей общежитием – это всегда интересы студента.

Все текущие вопросы и задачи на перспективу рассматриваем сообща, на еженедельном совещании тьюторов: нас 13 тьюторов (по числу общежитий в университете), и у каждого что-то наболело. Озвучиваем проблемы, делимся размышлениями, опытом разрешения той или иной ситуации.

Центр социальной работы проводит для нас различные учёбы и мастер-классы с привлечением специалистов, подковывают нас психологическими знаниями. Ещё я поняла: если у меня не будет актива и ребят, имеющих авторитет в студенческой среде, сложно работать и рассчитывать на положительный результат.

Студсовет – главная опора и надежда тьютора в общежитии, поэтому выстроить систему работы со студсоветом необходимо было в первую очередь. В массовых акциях и делах эти ребята-лидеры являются большим подспорьем. Старосты этажей помогают в донесении информации до каждого студента.

Когда мы только начинали этот эксперимент, были определённые опасения, нужны ли тьюторы нашим студентам, не будет ли противостояния со стороны молодёжи. Сейчас можно уверенно сказать, что институт тьюторства себя оправдает, необходимые коммуникации налажены. Есть слаженная команда, есть хороший студсовет в общежитии, с помощью которого я могу достучаться до каждого студента. А если знаешь человека, понимаешь, чем он живет и к чему стремится, то сможешь и помочь ему по максимуму. А это уже тот эффект, к которому мы все стремимся.

Практика доказала, что одних административных рычагов в работе со студентами недостаточно. Вникнуть в проблемы студентов, помочь им, подсказать, научить можно только в неформальном общении, двери моего кабинета всегда открыты, я всегда готова общаться со студентами, и они знают об этом. В свою очередь, я могу постучаться в любую дверь и знаю, что мне откроют. В работе я поняла, что совсем не уместен напор и вторжение в сферу личных интересов студента. Я считаю, что у человека должна быть своя территория, своё пространство. И упаси бог рассматривать тьюторство как административный орган, карающий и наказующий – нужно учиться искусству общения на равных, чтобы не навредить, а именно помочь… Результатом моей работы может быть факт уменьшения нарушений правил внутреннего распорядка общежития, количества переселений внутри общежития, и, наоборот, факт увеличения количества мероприятий в общежитии, активное участие студентов в жизни института и университета. Глядя на эти результаты, приходит понимание того, что не зря были затрачены усилия. И это для меня главное.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТАМ ОТ ВСЕХ ТЬЮТОРОВ

Ребята! Будьте сознательными, делайте все осмысленно, старайтесь больше успеть и в учёбе, и в общественных делах, и в своей личной жизни. И тогда вы будете вспоминать студенческие годы как самые лучшие, яркие и неповторимые. С Днём студентов!