В годы проведения реформирования системы образования, высшей школы мне хотелось бы поделиться воспоминаниями о некоторых деталях учебы студентов, к которым я причастен, в тридцатых годах прошлого столетия.
В нашей группе геологоразведочного факультета Томского индустриального института (так назывался раньше наш политехнический университет) осуществлялась такая практика.
Выделялись «академики» по каждой проходимой дисциплине. Это были наиболее успевающие по тому или иному предмету студенты, в задачу которых входило поддержание деловой связи с лектором и преподавателем, ведущим лабораторные или практические занятия по соответствующему предмету, направленной на повышение качества обучение и воспитания студентов, повышения уровня ответственности учащихся за свою учебу и учебу сокурсников, развитие коммуникативных связей. Я был «академиком» по химии.
«Академик» должен был знать общее состояние успеваемости в группе по предмету и уровень подготовки каждого члена коллектива, оказывать помощь отстающим, способствовать подготовке группы к конкретным работам, зачетам и экзаменам. Он сообщал лектору о степени восприятия его лекций группой. При необходимости договаривался о проведении тематических консультаций по наиболее трудным разделам лекционного материала. Аналогичную работу «академик» проводил и с преподавателем, ведущим практические и лабораторные занятия. При необходимости он консультировался с лектором и преподавателем по поводу возможности оказания помощи студентам, нуждающимся в ней. При этом получал рекомендации как, в чем и каким способом лучше помочь, как лучше подготовиться к конкретным работам, зачетам, экзаменам, выслушивал пожелания по поводу дополнительной литературы, рекомендованной для проработки тем студентам (конкретно по фамилиям), которые изъявили желание углубить знания по данной дисциплине или по ее отдельным разделам.
«Академик» выделялся по инициативе преподавателей, ведущих лекционные, лабораторные или практические занятия, при подсказке самих студентов через старосту и согласии самого студента быть «академиком».
Два раза в месяц собирался совет группы, состоящий из треугольника (старосты, профорги и кураторы) и «академиков», на котором обсуждалось состояние учебы и дисциплины в группе.
Заслушивалась информация «академиков», определялись успехи и недостатки, намечались задачи на последующее время. Здорово доставалось тем студентам, которые ленились или пренебрегали рекомендациям «академиков» - их вызывали на совет.
Вероятно, найдутся скептики, которые возразят по поводу «академиков» и проводимых мероприятий. Ну, скажем, это было хорошо в тридцатые годы прошлого столетия, когда была большая потребность в кадрах высшей квалификации, и в вуз принимались лица со слабой подготовкой. Да и сам институт «академиков» был ориентирован во многом на оказание помощи слабо подготовленным и отстающим студентам. В настоящее время поступают по конкурсу с хорошими знаниями, каждый студент сам за себя должен отвечать, т.к. пришел по доброй воле с желанием учиться. Да и зачем осложнять жизнь группы системой «академиков» - дополнительной общественной структурой. Имеются кураторы в группах, и само название «академик» не особенно применимо в рассматриваемой ситуации.
Вряд ли можно согласиться с упомянутыми возражениями, зная трудности по адаптации первокурсников к жизни и учебе в вузе, значительный процент отсева. Конечно, есть польза от системы кураторства, некоторые из них работают добросовестно и с любовью. Но что касается значительной части кураторов, то их работа и отношение к ней было достаточно хорошо освещено в одном из предыдущих номеров газеты «За кадры».
Действительно, может быть, лучше назвать «академика» предметником, выполняющим функции посредника между преподавателями, ведущими занятия по определенной дисциплине (лектором и руководителями лабораторных или практических занятий), и студентами. Предметник является членом группы, он теснее связан с преподавателями и по своей сути менее предрасположен к формальному выполнению своего долга, чем куратор. Практика выделения предметников может стать первым шагом на пути решения задачи по совершенствованию взаимоотношений в системе «преподаватель-студент», установлению между ними не только наиболее уважительных, но и доверительных отношений.
Предлагаемая процедура «предметничества» будет успешной при понимании целесообразности предлагаемой акции, искреннего желания лекторов, преподавателей, коллектива групп, самих предметников реализовать предлагаемую систему при поддержке учебного управления. А наиболее значимой она может быть при изучении фундаментальных общеобразовательных и специальных дисциплин, больших по объему часов.
А почему бы не осуществить задуманное в нескольких группах в порядке проведения эксперимента при наличии хорошей подготовки к нему? Ведь наш политехнический университет среди вузов страны находится в числе лидеров, а это ко многому обязывает.
Александр Григорьевич БАКИРОВ,
Заслуженный профессор ТПУ.
От редакции:
7 февраля автору этих строк исполнился 91 год. «За кадры» всегда считала Александра Григорьевича своим преданным и настоящим другом, часто прислушиваясь к его значимым советам и пожеланиям, публикуя его материалы, которые непременно несли полез ную информацию и вызывали читательский интерес, так как были неизменно актуальны и злободневны.
Мы искренне желаем долгожителю политехнического оставаться в твердом уме и отличной памяти, крепкого, несмотря ни на что, здоровья, неизменного и плодотворного сотрудничества с родной многотиражкой.