Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

И это все о ней...

В прошлом году у этой замечательной женщины был юбилей, но праздновать его не пришлось - в семье случилось несчастье. Только по этой причине материал о Валентине Петровне Парфеновой пришлось отложить, хотя поуговаривать рассказать о себе подробнее пришлось и на этот раз. Последним аргументом стал тот факт, что нынешняя газета в основном посвящена Дню науки, и кому, как ни заведующей отделом аспирантуры и докторантуры, «засветиться» на страницах родной многотиражки. Знакомы мы без малого четверть века, и я прекрасно помню первое впечатление, которое произвел на меня этот человек. Яркая, с белоснежной доброжелательной улыбкой, незабываемым и ни с кем не сравнимым голосом, излучающая свет и тепло. С обладательницей всего этого и тогда, и сейчас хочется пообщаться, чтобы наверняка зарядиться положительными эмоциями на весь день.

Родилась она в Кемеровской области в семье партийца, который работал председателем МТС. По меркам того времени это была достаточно зажиточная семья, старшие сестры застали и хлебосольный стол, и приличную одежду, и полную чашу в доме. Детство же младшей Валюшки не было столь безоблачным - мало того, что оно выпало на послевоенное время, когда люди не жили, а выживали, так отец, оставив жену с четырьмя детьми, ушел к другой женщине, никогда больше не помогал семье и не интересовался ее судьбой. И сегодня Валентине Петровне страшно и горько вспоминать годы, «когда деревья были большими» - рвали коноплю, чтобы добыть из нее крохи масленистости, полевой хвощ, копали корни цветов, собирали съедобные травы. С 6 лет девочка с подружкой бегала в лес, чтобы добыть грибы - белое «мясо» было хорошим наваром для супчика. Мама работала день и ночь, но обеспечить растущим организмам достойное пропитание все равно не могла.

Иногда у нее случались минуты отчаяния, однако природная гордость и характер не позволяли расслабляться, так что пример для формирующихся чад подавала значительный - как бы ни было трудно, собрав волю в пусть заплаканный, но кулак, идти вперед с надеждой на хорошее. Вообще говоря, мама была в этой семье почти святой, поэтому каждый, как мог, помогал ей и старался поддержать любовью и послушанием. А она, обладая поистине золотыми руками, могла из только и имевшейся, что картошки, приготовить буквально тысячу блюд, при том, что после непосильной физической работы валилась с ног от усталости. В общем, трудное было время: кто жил тогда - поймет, а теперешним молодым вряд ли хватит воображения. Немного легче стало, когда мама, спустя 11 лет без мужской поддержки, второй раз вышла замуж. Этого человека в семье и считают настоящим отцом - добрым, заботливым, сердечным, понимающим.

К моменту, когда Валентина оканчивала среднюю школу, родные перебрались в г.Тайга. Тогда выпускникам, если они хотели продолжить образование, необходимо было отработать два года на производстве, и девушка устроилась в типографию серьезной газеты «Тайгинский рабочий». Ее смекалка, коммуникабельность, трудолюбие и первые, но не робкие шаги в журналистику не заметить было просто невозможно, поэтому, спустя совсем немного времени, молодую, прехорошенькую, да еще и обладающую необыкновенно-певучим голосом, пригласили диктором на городское радио. Рабочий день начинался в 6 утра, ведь перед эфиром нужно было сделать обзор материалов свежего, еще не видевшего свет номера газеты, чтобы уже через час посоветовать тайгинцам, на какие из них стоит обратить особое внимание. Ничего себе, перевертыши в судьбе, скажет читатель, и будет прав.

Вчерашняя школьница-пичуга, а подишь ты: формирует общественное мнение! Дальше-больше… Горком комсомола пригласил на должность идеолога - второго, так на секундочку, человека в аппарате. Вот где прошла она школу организатора, культмассовика-затейника, лидера, наконец.

Тяга к учебе звала-таки в Томск. Экзамены в университет сдала на «хорошо» и «отлично» и достойно пополнила ряды тех, кто решил досконально изучить русский язык и литературу. Поселили новоиспеченных студенток в «красном уголке», а чтобы не замерзали и не скучали, в одной комнате жили так, что яблоку негде было упасть. Но тех, кто воспитывался в послевоенное время, удивить уже, и правда, было трудно - молодость побеждала все житейские неурядицы, а практически всегда пустой желудок зажигал такой горячий взгляд, что пройти мимо красавиц было просто невозможно. Да и не проходили.

Но судьбу не обманешь.

Еще в Тайге Валентина познакомилась с Лешей Парфеновым, учащимся железнодорожного техникума, да только мало внимания доставалось земляку, приоритеты были не на его стороне. Спустя несколько лет, они случайно встретились в Томске. Молодой человек поступил в политехнический и как-то раз пришел с другом к его сестре, которая жила в одной комнате с Валей. Нужно было видеть глаза когда-то отвергнутого юноши, в которых было все, кроме желания расстаться с любимой хоть на минуту. На этот раз он был более смел и напорист, и на втором курсе Томск пополнился еще одной ячейкой советского общества. Пять лет снимали квартиру, с хозяйкой которой навсегда остались почти семейные отношения. Родился сын - любимый, желанный карапуз, еще больше объединивший молодую семью.

И на квартире, и на новом месте жили всегда весело и дружно, тем более, что все родные, кто учился в Томске, останавливались у молодоженов Парфеновых в небольшой, но гостеприимной и на последнее хлебосольной квартирке на Аркадия Иванова. После окончания вузов молодые специалисты успели помотаться по распределению по городам и весям, но все благополучно вернулось на круги своя - в Томск.

Леонид устроился в политехнический, на кафедру охраны труда, а Валентина, по направлению Гороно, поступила на службу в школу №27, что в районе Черемошников. Томичам долго рассказывать о контингенте живущих там людей особо не нужно, а несведущим поясним: персонажи «Ералаша» с участием в роли преподавателя Геннадия Хазанова просто отдыхают. Так что приступила новоиспеченная учительница к своим обязанностям «сеять разумное, доброе, вечное», сменив только что сбежавшего от деток «макаренко», с ужасом предвкушая дальнейшую жизнь. Но не на ту напали - шестиклассники буквально боготворили молодого педагога, которая делала все, чтобы у подопечных для развлечений не было ни одной свободной минуты.

Затем была работа корреспондентом в городском комитете по телевидению и радиовещанию в редакции «Последних известий», а это беспрерывные звонки в районы области в поисках информации, командировки по городам и весям, а вечерами прогулки с диктофоном, который весил около 10 кг, по любимому городу, чтобы взять у томичей интервью.

Сумасшедший ритм, непредсказуемость, где будешь завтра и по какому поводу, редкое общение с семьей - долго продолжаться такая жизнь не могла. Игорь постоянно находился в школе продленного дня, в тетрадках стали появляться «лебедушки», да и возраст у парнишки подбирался к переходному.

Работа журналистом Валентине Петровне нравились, но семья для нее всегда была превыше всего. Когда одногруппник мужа Василий Александрович Марасанов, исполнявший тогда обязанности начальника научного отдела политехнического, предложил пойти к нему работать, Парфеновы согласились, не раздумывая. Так, в 1974 году Валентина Петровна переступила порог ТПИ.

После шебутного радиокомитета жизнь на новом месте показалась как в замедленной киносъемке - размеренная, плавная, с чаепитиями и обедами, в кругу интеллигентных, а порой и чопорных людей, одним словом, из крайности - в крайность. Нужно знать характер В.П.Парфеновой, чтобы понять, что изображать «шум волны» она никогда не умела, поэтому и начала что-то придумывать, предлагать усовершенствовать, проявлять инициативу. Владлен Александрович Москалев, в те годы проректор по научной работе, не мог не заметить сотрудника, которому не безразличны его служебные обязанности, и однажды пригласил Валентину Петровну к себе в кабинет и предложил ей стать заведующей отделом аспирантуры и докторантуры. Времени ни на раздумья, ни на вхождение в «тему» дано не было - предыдущая заведующая посвящала преемницу в дела ровно час.

В каком состоянии была документация и как вообще обстояли дела, говорить не будем, потому как особо и нечего. Телефон и тот был разбит. А аспирантам, коих на тот момент было около 300 человек, все равно: новый ты человек или пока, у них свои проблемы, решать которые было необходимо по мере их поступления. Характер нового руководителя и тут не подвел - взяла тайм-аут на день и на ночь и с головой ушла в изучение всех необходимых талмудов. До всего пришлось доходить самостоятельно, но это с лихвой окупилось в дальнейшем - доскональное знание вопросов пригодилось на всю жизнь. Валентина Петровна и по сей день благодарна Москалеву за понимание, помощь, опыт, учебу, доверительное и уважительное отношение.

Прекрасной помощницей в работе 22 года была Людмила Степановна Дядик, светлая ей память. Все было: и хорошее, и не очень. Во времена перестройки аспирантура буквально выживала, поступающих на учебу, защит диссертаций практически не было. Благо, что «перестраивались» не очень долго, люди стали понимать, что даже если ты работаешь не в вузе, а, к примеру, в банке, образование и статус кандидата наук только придадут тебе больший вес. Недаром сегодня те, кто учится в аспирантуре, параллельно получают образование «Преподаватель высшей школы». На собраниях Валентина Петровна не устает говорить, что, если человек хочет остаться для работы в высшей школе, он непременно должен иметь ученую степень хотя бы для того, чтобы иначе себя ощущать.

- Мне очень нравится моя работа, - говорит В.П. Парфенова, - я люблю молодежь, людей, в общении нахожу много позитивного и каждый раз открываю для себя что-то новое. Считаю, что одна из наших задач состоит в том, чтобы человек, который приходит в наш кабинет, чувствовал себя комфортно и, уходя, хотел вернуться. Не скажу ничего нового - относиться к людям надо так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, любить их...

А она и любит. У В.П.Парфеновой прекрасный контакт и с деканами, и с директорами, и с руководителями разного уровня, да просто с теми, кто ее окружает. Но если обстоятельства вынуждают, этот милейший человек с успехом превращается в серьезного и принципиального оппонента, отстаивающего свое мнение до последнего. Потому что знает свое дело твердо. Кажется, среди ночи позвони заведующей отделом с вопросом: «Сколько в политехническом на сегодняшний момент аспирантов и докторантов и каков процент защитивших диссертации?», не медля, ответит: «Среди бюджетников - 48,6, а по числам 54 и 9, соответственно».

И это не просто отличная память. Все, кто общается с Валентиной Петровной, отлично знают - она сделает все, от нее зависящее, чтобы человек добился положительного результата. И то, что практически все докторанты ТПУ обязательно защищают диссертации - во многом ее заслуга.

В.П.Парфенова помнит почти всех, кто защитил диссертации за эти годы, причем, некоторых по имени-отчетству, чем иногда вызывает у людей, мягко говоря, удивление.

Все так безоблачно? Разумеется, нет - проблем хватает, куда без них? Переживает заведующая ОАиД о том, что докторанты, к сожалению, уже не слишком молоды. Но и здесь не все так плохо – с проректором по науке В.А.Власовым уже есть договоренность о том, что пора «поднасесть» на кадровый резерв ТПУ и подстегнуть его представителей к более активной работе на научной ниве.

Достаточно серьезный отсев у аспирантов. Основная причина в том, что не слишком велика у них стипендия и приходится подрабатывать, что не может не сказаться на качестве подготовки к защите диссертаций. Не подумали о молодых «научных» мамах, когда принимали Закон о выплате до- и послеродовых пособий, об академических отпусках по уходу за ребенком. В последнее время отменено распределение – огромная палка в колесо - только 10 процентов защитившихся остаются в рядах политехников.

Сегодня основная задача, которую ставит перед собой отдел аспирантуры и докторантуры - повышать эффективность, чтобы защит диссертаций было как можно больше, и выполнялись они в срок, ведь от этого во многом зависит рейтинг вуза… Еще одна характерная черта В.П.Парфеновой - честность. Сегодня многие отказываются от своего партийного прошлого, но только не она, которая с гордостью считает, что именно КПСС научила ответственности за порученное дело, умению общаться с людьми.

Впрочем, не будем о грустном. Что представляет из себя героиня очерка вне стен родного Томского политехнического?

Валентина Петровна в восторге от своих близких: любимый сын Игорь окончил наш вуз, работает в энергосистеме, его жена служит в школе учителем начальных классов, причем, о ней идет слава как о прекрасном специалисте, внук учится в лицее при Академгородке. Без их любви и поддержки пережить до обидного рано ушедшего из жизни мужа было бы очень трудно.

Игорь вырос настоящим мужчиной – с золотыми руками, заботливый, любящий, очень внимательный. Не бывает дня, чтобы он утром не поинтересовался здоровьем мамы.

Корни дают знать о себе всю жизнь: выросшая на земле, умеющая благодарно обращаться с ней, Валентина Петровна щедро одаривается ею. На огороде, помимо общепринятых овощных сибирских культур, растут арбузы и дыни, но особая слабость - цветы. Редко, кто решится соперничать с соседкой в их разведении. Мимо ее мичуринского участка невозможно пройти, не захлебнувшись ароматами и не восхитившись красотой роз, лилий, флоксов, георгинов.

Страсть - путешествия, когда была возможность, руководителем групп объездила 16 стран, не говоря о лучших уголках Родины. Есть что вспомнить, и на что посмотреть на фото.

Визитная карточка нашего вуза - политехники. Гордость его те, кто, несмотря на трудности, двигает науку все напористей, расширяя горизонты. Не ошибусь, если скажу, что многим из них несказанно повезло однажды они переступили порог 331-й аудитории главного корпуса и познакомились с его гостеприимной хозяйкой. Валентиной Петровной Парфеновой, которой искренне желаю всех земных благ!

Галина ВЕНДЕЛЕВА.