Уникальность ИММ состоит в том, что это структурное подразделение является экспериментальной площадкой для отработки новых технологий в образовании в техническом вузе. Здесь впервые в Томском политехническом университете была апробирована языковая программа, впервые разработана концепция подготовки менеджеров, владеющих информационными технологиями, иностранными языками, основами рыночной экономики и менеджмента, впервые осуществлена программа включенного обучения в зарубежных вузах, впервые в Сибирском регионе осуществлена подготовка специалистов по программам МВА.
Каков же современный студент ИММ, что его отличает от студента элитного технического образования и студента ТПУ в целом?
В данной работе за основу были взяты анализ результатов социологического опроса 2003 года по актуальным вопросам жизни современного студенчества.
В опросе, проводимом в нашем институте, приняли участие 92 студента дневной формы с 1 по 5 курс, что составляет 70% от общего количества.
Итак, социально психологический портрет студента ИММ.
Для определения социального облика студентов важно было получить представления о структуре и приоритетах системы их жизненных ценностей.
Был представлен следующий список ценностей, который необходимо было проранжировать.
Таблица 1.
Ценности | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс | ТПУ в целом |
Интересная работа | 4 место | 6 | 7 | 2 | 1 | 8 |
Успешная карьера | 7 | 5 | 6 | 1 | 2 | 5 |
Общение | 6 | 9 | 4 | 4 | 8 | 7 |
Признание в обществе | 8 | 11 | 10 | 9 | 9 | 10 |
Независимость от семьи | 12 | 12 | 11 | 12 | 11 | 12 |
Здоровье | 1 | 4 | 1 | 6 | 4 | 2 |
Получение образования | 3 | 1 | 3 | 8 | 9 | 4 |
Брак, семья, дети | 5 | 3 | 5 | 7 | 3 | 6 |
Отдых | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 9 |
Творчество | 11 | 7 | 8 | 11 | 7 | 11 |
Материальное благополучие | 9 | 8 | 3 | 3 | 5 | 1 |
Любовь | 2 | 2 | 2 | 5 | 6 | 3 |
Из таблицы видно, что для студентов ИММ наиболее значимыми ценностями являются здоровье, любовь, интересная работа, успешная карьера и получение образования.
Причем, в зависимости от принадлежности к курсу система приоритетов меняется. Для первокурсника на первом месте - здоровье, а к четвертому-пятому курсу - это интересная работа и успешная карьера. Для сравнения в таблице приведены данные опроса студентов ТПУ 2003 года.
Студентам ИММ, принявшим участие в исследовании, было предложено отметить те качества человека, которые, по их мнению, наиболее ценятся в учебной группе.
В первую очередь, ребята отметили личные качества и умение быть душой компании, затем приоритетными являются высокие результаты в учебе и умение добиваться поставленной цели. Физическая сила, наличие связей и высокое положение родителей не имеют для студентов существенного значения.
Являясь студентами элитного института (так считают 90% опрошенных), интересно было узнать, ощущают ли наши студенты уверенность в завтрашнем дне? Оказалось, что чувствуют себя особенно уверенно студенты младших курсов, затем, очевидно, студенты, воспринимая реалии жизни, несколько понижают планку своих ожиданий. Так, «да» ответили 28 процентов первокурсников, а «Скорее – нет» 33 процента пятикурсников.
Также студентам было предложено оценить уровень культуры преподавателей, одногруппников и собственный уровень культуры. Оценивая собственный уровень культуры, самыми критичными к себе оказались студенты 3 и 4 курсов (5,5%), оценив его как низкий. 42,4% - как средний, 45,6% - высокий, причем, «лидерами» здесь являются студенты 5 курса (77%). У них же и самый высокий показатель при оценке уровня культуры своих одногруппников (55%). На втором месте по этому показателю наши первокурсники (44%). Более критичными к своим одногруппникам оказались 2 и 3 курсы (24 и 25% соответственно). Как средний уровень оценило 59,6%. Как низкий - не оценил никто.
Наиболее позитивно оценен уровень культуры преподавателей. 68 процентов считают его высоким, 28% средним, низкую оценку не дал никто. Ради достижения цели большинство студентов скорее готовы преступить закон и обратиться к криминальным структурам, отказаться от комфортных условий, чем пожертвовать отношениями с родителями, любимым человеком и друзьями. Можно отметить, что с одной стороны студенты достаточно нравственны, а с другой, в их сознании присутствует установка пренебрежения к законопослушанию.
Для выявления ценностной ориентации данных учебных групп, наличия проблем и внутреннего отношения к проблеме был проведен ассоциативный тест. На заданное слово нужно было написать все, что приходит в голову. Естественно, были предложены слова, помогающие прояснить ситуацию в группе.
На слово «Одногруппник» ассоциации были разные: хороший, веселый, учеба, пятая нога, сплетни, самый близкий, гулянки. Но основными ассоциациями у всех курсов были - друг, помощь, дружба.
Учеба - бессонные ночи, получение знаний, книги, затраты, препод, нервы, рутина, запарка, халява, витамины, труд, ужас.
Первая пара - ужас, подушка, кровать, девушка, маршрутка, опоздания, к черту универ, плохое настроение, пропущу сериал, ужасный внешний вид, мультики.
Расписание занятий - кто составил? корявое, окна, план на день, беспредел, много пар, путаница, нормально, ломка, беспорядочное.
Преподаватель - знания, лампочка, пожилой, тоже человек, очки, уважение, мудрый, умный, неквалифицированный, недисциплинированный, беседа, возраст, сварливая, компетентность.
Деканат - в основном попадались слова: добрый, веселый, улыбка, помощь, дом-2, доброжелательность, разрешенка. Но встречались и такие: засада, тайна, покрытая мраком, одни женщины, место жительства, строгость.
Общежитие - веселье, пьянка, тараканы, праздник, репетиции, много народу, снимай и одевай тапки, общий душ, родители далеко, дискотеки, китайцы.
Свободное время - его мало, спорт, клуб, сон, подруга, только не библиотека, Интернет, компьютер.
Про мальчиков девочки пишут следующие ассоциации: много курят, защита, мужественность, опора, смешной, тряпки, лентяи, бездельники, КВН, Арнольд Шварцнегер, рыжие, хорошие, малоорганизованный, друг, самец, любимый человек.
А мальчики про девочек - конфеты, 8 марта, красота, изящность, секси, головная боль, объект восхищения, тряпки, буфет, умные, добрые, милые, вредные.
Вот таким получился небольшой портрет студента ИММ. Все эти данные помогают сформировать картину социально-психологического настроя студентов. Знакомство с результатами исследования будет полезно всем, кто реализует воспитательную функцию в своей педагогической деятельности с целью ориентации в системе жизненных приоритетов современного студента.
Большое спасибо разработчикам брошюры «Социально-психологический портрет студента ТПУ».
А.С.АЛЛАЯРОВА,
зам. директора по ВР ИММ.