Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Честь превыше всего!

Близится Новый год. Для студентов он неразрывно связан с началом сессии. Кто-то подходит к ней смело, кто-то переживает и боится \"вылететь\". Считается, что обучение, а потом и экзамены - это испытание только для студентов, и при этом обычно забывается, что в учебном процессе есть две стороны: ученик - учитель... И у учителей, естественно - свой взгляд и на экзамены, и на студентов... Сегодня, с вопросами о том, как преподаватель чувствует себя внутри своей профессии, мы обратились к профессору Н.А. Сваровской, признанной по итогам 2001 года \"Лучшим доцентом ТПУ\". И конечно же, в эти предновогодние дни разговор не мог идти только о работе... От интервью Наталья Алексеевна Сваровская отказывалась долго. Есть, мол, намного более достойные преподаватели в ТПУ, более интересные, более разговорчивые, более веселые. \"А я - человек скучный...\". Мне так не показалось, и полтора часа нашей беседы пролетели моментом.

Прошел на третьем курсе Сваровскую, можно сказать, получил диплом...\", - говорят студенты нефтяники-геологи. Они же добавляют: зато потом, ближе к окончанию вуза, становится понятно, что \"строили\" их не зря. \"Меня действительно воспринимают как строгого и требовательного преподавателя, - подтверждает Наталья Алексеевна. - У нас выпускающая кафедра, студенты приходят ко мне на третьем курсе, и по сути, первый раз так близко сталкиваются со спецификой будущей специальности, как бы проходят боевое крещение. \"Физика пласта\" - дисциплина, которую я читаю - для них базовая. Поэтому я чувствую свою повышенную ответственность. Все-таки студенты в большинстве своем так устроены, что в любом случае хотят получить самый высший балл. Лишь бы при этом они не обманывали сами себя. Преподаватели-профессионалы видят и чувствуют уровень знаний студента, по реакции глаз знают, насколько он \"в теме\". И если на третьем курсе студент еще \"не созрел\" воспринимать полезность этих знаний, если я вижу, что он чего-то не знает и не хочет знать, то иногда приходится несколько раз \"приглашать\" его на экзамен. Это происходит не потому, что студент плох. Это такой методический прием. Одна из форм индивидуальной работы со студентом, и надо сказать плодотворная. Музыкантам ведь тоже приходится много работать с педагогом\".

Наталья Алексеевна попала в Томский политехнический в 1971 году, после окончания химфака ТГУ. Еще на пятом курсе ей захотелось заниматься нефтяными системами, и она пошла в политехнический искать соруководителя дипломной работы. Так началось творчество с кафедрой химической технологии топлива и работа на этой кафедре. А через год наша героиня (\"так получилось\" - говорит она) поступила на второе высшее - прикладную математику. Вся сегодняшняя работа Натальи Алексеевны неразрывно связана и с нефтяными системами и с компьютерами. С 1994 года она занимается разработкой электронной продукции, а в 2000 году заняла второе место по России за компьютерный учебник в авторском конкурсе учебно-методических разработок по высшему нефтегазовому образованию в номинации \"Учебники для вузов\".

Среди своих педагогических принципов Наталья Алексеевна называет такие: \"Меня нельзя обмануть, и списывать я не позволяю - у студентов в этом плане должно быть понятие чести. Честь - то свойство, которое в человеке превыше всего. Студент должен сам честно стараться что-то взять от преподавателя, а тот, когда чувствует такой интерес, готов обычно затратить массу энергии на ученика и будет при этом ощущать удовольствие. Кстати, наш университет, и вообще сибирская педагогическая школа, именно этим сильно отличается от многих столичных вузов. Там сейчас во главе принцип: кто хочет учиться - учится; кто не хочет - пусть платит деньги. У нас же преподаватели выкладываются на лекциях, им до сих пор нужно, чтобы у всех студентов горели глаза. Это особенность и вуза, и старшего поколения. Люди гордятся своей работой, которую делают действительно хорошо. Патриотизм - в крови. Очень хочется привить его и новому поколению политехников.

Мне ТПУ таким отношением к работе понравился сразу. Я с самого начала попала на передовую кафедру и приняла те принципы, которые ввел на ней заведующий, мой научный руководитель С.И. Смольянинов - вежливое уважительное отношение ко всем, отсутствие склок и распрей, и главное, очень строгое добросовестное отношение к работе. Мне кажется, эти заповеди я несу через всю свою трудовую деятельность\".

Несколько лет Наталья Алексеевна параллельно работала на ХТФ и на ГНФ. С 1995 года, можно сказать, перешла к нефтяникам окончательно. Хотя слово \"окончательно\" вряд ли годится. \"Американцы вообще раз в несколько лет меняют вид деятельности - это подстегивает их к освоению других горизонтов..., - говорит Н.А.Сваровская. - Я считаю, что у меня творческая работа, которая постоянно требует и внешних, и внутренних изменений, и насыщения совершенно новыми знаниями. Мне нравится многое: и читать лекции, и заниматься наукой, и общественные нагрузки я выполняю с удовольствием. Иногда даже кажется, что если бы не приходилось переключаться, я могла бы чем-нибудь одним заниматься до самозабвения, но этим все-таки себя ограничиваешь... Не нужно бояться меняться\". Дочери Натальи Алексеевны пошли по ее стопам. Старшая закончила ИГНД, ИЭФ и РАЦ, и имея три диплома, обучается сейчас в аспирантуре по нефтяной экономике. Младшая дочка учится в РАЦе и в Институте геологии и нефтегазодобычи. Так что скоро можно будет говорить о династии. Наверное, неспроста мама посоветовала им поступать именно в ИГНД. \"Помимо хороших знаний, которые здесь дают, отмечу, что в среде геологов ощущается нечто, что я назвала бы \"чувством локтя\", умением держаться и поддерживать друг друга, несмотря на все изменения вокруг. Мне вообще везет на людей, с которыми я работаю...\".

Совсем недавно, по итогам 2001 года, Наталья Алексеевна получила звание \"Лучшего доцента ТПУ\", однако за это время уже успела стать профессором.

\"Помню, после защиты кандидатской диссертации у меня было ощущение эйфории. Мне казалось, что для женщины я достигла потолка. Ведь я из обычной семьи и, можно сказать, это советская власть дала мне образование... Докторскую защищать не планировала, уже занималась совершенно другой деятельностью, но, видимо, у каждого человека есть судьба, которая разворачивает, направляет его. После защиты докторской у меня чувства эйфории не было. Зато появилось множество планов: хочется написать еще одно учебное пособие, завершить монографию, расширить круг аспирантов, более плотно заняться научно-студенческой лабораторией \"Факел\", изучить английский язык и так далее, и так далее... Так что на хобби и что-то другое времени не остается\".

А напоследок (Наталье Алексеевне было пора на лекцию) мы не могли обойтись без новогоднего поздравления от нее: \"Новый год - это мой любимый семейный праздник. Мы собираемся все вместе за одним столом, обязательно дарим подарки и очень стараемся вселить друг в друга заряд оптимизма и понимание, что быть рядом как можно дольше - это большая удача, это то, что стоит беречь. В канун праздника мне хотелось бы всем политехникам, студентам и сотрудникам, пожелать успехов и удач от своей деятельности, здоровья и любви, понимания близких!\"

Яна АНЕЧКИНА.