Близится Новый год. Для студентов он неразрывно связан с началом сессии.
Кто-то подходит к ней смело, кто-то переживает и боится \"вылететь\". Считается,
что обучение, а потом и экзамены - это испытание только для студентов, и при
этом обычно забывается, что в учебном процессе есть две стороны: ученик - учитель...
И у учителей, естественно - свой взгляд и на экзамены, и на студентов... Сегодня,
с вопросами о том, как преподаватель чувствует себя внутри своей профессии,
мы обратились к профессору Н.А. Сваровской, признанной по итогам 2001 года \"Лучшим
доцентом ТПУ\". И конечно же, в эти предновогодние дни разговор не мог идти только
о работе... От интервью Наталья Алексеевна Сваровская отказывалась долго. Есть,
мол, намного более достойные преподаватели в ТПУ, более интересные, более разговорчивые,
более веселые. \"А я - человек скучный...\". Мне так не показалось, и полтора
часа нашей беседы пролетели моментом.
Прошел на третьем курсе Сваровскую, можно сказать, получил диплом...\", - говорят
студенты нефтяники-геологи. Они же добавляют: зато потом, ближе к окончанию
вуза, становится понятно, что \"строили\" их не зря. \"Меня действительно воспринимают
как строгого и требовательного преподавателя, - подтверждает Наталья Алексеевна.
- У нас выпускающая кафедра, студенты приходят ко мне на третьем курсе, и по
сути, первый раз так близко сталкиваются со спецификой будущей специальности,
как бы проходят боевое крещение. \"Физика пласта\" - дисциплина, которую я читаю
- для них базовая. Поэтому я чувствую свою повышенную ответственность. Все-таки
студенты в большинстве своем так устроены, что в любом случае хотят получить
самый высший балл. Лишь бы при этом они не обманывали сами себя. Преподаватели-профессионалы
видят и чувствуют уровень знаний студента, по реакции глаз знают, насколько
он \"в теме\". И если на третьем курсе студент еще \"не созрел\" воспринимать полезность
этих знаний, если я вижу, что он чего-то не знает и не хочет знать, то иногда
приходится несколько раз \"приглашать\" его на экзамен. Это происходит не потому,
что студент плох. Это такой методический прием. Одна из форм индивидуальной
работы со студентом, и надо сказать плодотворная. Музыкантам ведь тоже приходится
много работать с педагогом\".
Наталья Алексеевна попала в Томский политехнический в 1971 году, после окончания
химфака ТГУ. Еще на пятом курсе ей захотелось заниматься нефтяными системами,
и она пошла в политехнический искать соруководителя дипломной работы. Так началось
творчество с кафедрой химической технологии топлива и работа на этой кафедре.
А через год наша героиня (\"так получилось\" - говорит она) поступила на второе
высшее - прикладную математику. Вся сегодняшняя работа Натальи Алексеевны неразрывно
связана и с нефтяными системами и с компьютерами. С 1994 года она занимается
разработкой электронной продукции, а в 2000 году заняла второе место по России
за компьютерный учебник в авторском конкурсе учебно-методических разработок
по высшему нефтегазовому образованию в номинации \"Учебники для вузов\".
Среди своих педагогических принципов Наталья Алексеевна называет такие: \"Меня
нельзя обмануть, и списывать я не позволяю - у студентов в этом плане должно
быть понятие чести. Честь - то свойство, которое в человеке превыше всего. Студент
должен сам честно стараться что-то взять от преподавателя, а тот, когда чувствует
такой интерес, готов обычно затратить массу энергии на ученика и будет при этом
ощущать удовольствие. Кстати, наш университет, и вообще сибирская педагогическая
школа, именно этим сильно отличается от многих столичных вузов. Там сейчас во
главе принцип: кто хочет учиться - учится; кто не хочет - пусть платит деньги.
У нас же преподаватели выкладываются на лекциях, им до сих пор нужно, чтобы
у всех студентов горели глаза. Это особенность и вуза, и старшего поколения.
Люди гордятся своей работой, которую делают действительно хорошо. Патриотизм
- в крови. Очень хочется привить его и новому поколению политехников.
Мне ТПУ таким отношением к работе понравился сразу. Я с самого начала попала
на передовую кафедру и приняла те принципы, которые ввел на ней заведующий,
мой научный руководитель С.И. Смольянинов - вежливое уважительное отношение
ко всем, отсутствие склок и распрей, и главное, очень строгое добросовестное
отношение к работе. Мне кажется, эти заповеди я несу через всю свою трудовую
деятельность\".
Несколько лет Наталья Алексеевна параллельно работала на ХТФ и на ГНФ. С 1995
года, можно сказать, перешла к нефтяникам окончательно. Хотя слово \"окончательно\"
вряд ли годится. \"Американцы вообще раз в несколько лет меняют вид деятельности
- это подстегивает их к освоению других горизонтов..., - говорит Н.А.Сваровская.
- Я считаю, что у меня творческая работа, которая постоянно требует и внешних,
и внутренних изменений, и насыщения совершенно новыми знаниями. Мне нравится
многое: и читать лекции, и заниматься наукой, и общественные нагрузки я выполняю
с удовольствием. Иногда даже кажется, что если бы не приходилось переключаться,
я могла бы чем-нибудь одним заниматься до самозабвения, но этим все-таки себя
ограничиваешь... Не нужно бояться меняться\". Дочери Натальи Алексеевны пошли
по ее стопам. Старшая закончила ИГНД, ИЭФ и РАЦ, и имея три диплома, обучается
сейчас в аспирантуре по нефтяной экономике. Младшая дочка учится в РАЦе и в
Институте геологии и нефтегазодобычи. Так что скоро можно будет говорить о династии.
Наверное, неспроста мама посоветовала им поступать именно в ИГНД. \"Помимо хороших
знаний, которые здесь дают, отмечу, что в среде геологов ощущается нечто, что
я назвала бы \"чувством локтя\", умением держаться и поддерживать друг друга,
несмотря на все изменения вокруг. Мне вообще везет на людей, с которыми я работаю...\".
Совсем недавно, по итогам 2001 года, Наталья Алексеевна получила звание \"Лучшего
доцента ТПУ\", однако за это время уже успела стать профессором.
\"Помню, после защиты кандидатской диссертации у меня было ощущение эйфории.
Мне казалось, что для женщины я достигла потолка. Ведь я из обычной семьи и,
можно сказать, это советская власть дала мне образование... Докторскую защищать
не планировала, уже занималась совершенно другой деятельностью, но, видимо,
у каждого человека есть судьба, которая разворачивает, направляет его. После
защиты докторской у меня чувства эйфории не было. Зато появилось множество планов:
хочется написать еще одно учебное пособие, завершить монографию, расширить круг
аспирантов, более плотно заняться научно-студенческой лабораторией \"Факел\",
изучить английский язык и так далее, и так далее... Так что на хобби и что-то
другое времени не остается\".
А напоследок (Наталье Алексеевне было пора на лекцию) мы не могли обойтись без
новогоднего поздравления от нее: \"Новый год - это мой любимый семейный праздник.
Мы собираемся все вместе за одним столом, обязательно дарим подарки и очень
стараемся вселить друг в друга заряд оптимизма и понимание, что быть рядом как
можно дольше - это большая удача, это то, что стоит беречь. В канун праздника
мне хотелось бы всем политехникам, студентам и сотрудникам, пожелать успехов
и удач от своей деятельности, здоровья и любви, понимания близких!\"
Яна АНЕЧКИНА.