Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Томится ум и сердцу больно, и любовь святая...

Богатство чувств, сила духа и разума открываются в новогодних письмах-поздравлениях одного из глубочайших мыслителей России \"вечного изгнанника\" с драматической судьбой Александра Ивановича Герцена.

К моменту отъезда в эмиграцию в 1847 году ему было 35 лет, а за плечами одиннадцатилетний надзор полиции и ссылки. И все эти годы - напряжение ума и сердца в борьбе за свое достоинство и за свою любовь к женщине, которая была ему двоюродной сестрой.

Из Вятки, куда Александра сослали вскоре после окончания университета, томимый разлукой с Натальей Захарьиной (уже тайно с ним обвенчанной) он шлет такие строчки: \"Прощай,1836-й. Ступай в вечность, моего благословения нет на тебя... Друг мой, дай твою руку, я её прижму к сердцу, дай твои уста, я напечатаю на них поцелуй любви чистой, неземной. Наташа, с тобою я спасен, с тобой я выше человека!\"

Поздравления, посланные Александром жене, полны грусти и счастья, романтической страсти: \"Я удручен счастьем, - писал он. ТМоя слабая земная грудь едва в состоянии перенести все блаженство, весь рай, которым даришь меня ты\".

Через год Герцен мчался в новое место ссылки - во Владимир-на-Клязьме. И неважно, что Новый год он встретил на маленькой станции в обществе пьяного станционного смотрителя, важно, что теперь он на 600 верст будет ближе к Ней.

Без вина и радости встретили молодые Новый, 1839-й год. Наташа болела, но стоило только ей подняться, как письма её мужа друзьям наполнились светлым юмором и надеждой. \"Как вы поживаете?\" - спрашивает он у своих семейных приятелей Астраковых. \"Мы - славно... Будто нас выбросили в степь и мы пируем там вдвоем медовый год!\" Теперь, когда Герцены были вместе, Александр Иванович уже не жаловался на ссылку, но постоянно задавал вопрос: за что ему это шестилетнее гонение? А поскольку срок истекал в 1940-м году, то он считал своей главной задачей \"запастись на год дровами, огурцами, идеями и книгами\". Посылая поздравление с Новым годом своим семейным друзьям Астраковым, Герцен приглашает их пофантазировать на 10 лет вперед и тут же спрашивает: \"А как вы думаете, проживем мы до тех пор? Кажется, надо бы было. Я большой охотник жить - веселое это занятие\".

За эти десять лет у Герценых были радости и печали, рождение и смерти детей, эмиграция навсегда, семейная драма, виной которой стал один из друзей, немецкий поэт Гервиг, увлекшийся женой Александра Ивановича. А пока, до отъезда за рубеж, в канун 1845 года, он сообщает друзьям о своем новогоднем подарке: родилась дочь - здоровая, как нельзя лучше, и \"новорожденная\" говорит, что зовут ее Лизаветой\". Потрясенный отношениями супруги и Гервега, Герцен просил Натали \"тихо и внимательно исследовать свое сердце\". Развязка пришла вместе с горем: в 1852 году в Ницце в один день умерли Наталья Александровна и только что родившийся сын.

Через три месяца после этих событий два Александра - отец и сын прибыли в Англию.

Письма и новогодние поздравления в последующие годы становятся все более сдержанными. Душевные муки пришли с тех пор, как вторая жена его друга Николая Огарева стала второй его женой. До приезда Огаревых в Лондон Герцен скажет: \"Новый год для каждого тем хорош, что облегчает виновным в невнимании забвения их ошибок, давая хороший повод пожать руку и пожелать много\".

Сделаем это и мы.

Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент Юргинского филиала ТПУ.