Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ожидание Года

Команду молодых политехников, участвовавших во Всероссийской олимпиаде по математике, удалось застать вместе, несмотря на то, что трое из 4-х участников учатся на разных факультетах. Как раз подошли сдать отчёт о поездке в Иркутский государственный технический университет руководителю - старшему преподавателю кафедры высшей математики и математической физики Александру Леонидовичу Лиску.

Интересно, что ехали на олимпиаду по математике. Отработали и уже собирались домой… Да организаторы остановили, мол, не хотите ли поучаствовать ещё и в олимпиаде по программированию. А в команде из Томска сразу два представителя факультета автоматики и вычислительной техники.

Одним словом, посовещались, решили рискнуть. Каково же было удивление организаторов олимпиады, когда диплом за третье место вручили… первокурснику Томского политехнического университета (участвовали студенты с первого по 4-й курс включительно). Так что в каком-то смысле личный рекорд у Александра Зарипова (группа 8561, АВТФ).

Что касается собственно олимпиады по математике, то команда ТПУ заняла третье место. Всего приняли участие 10 вузов. Иркутский государственный технический университет занял первое место; Уральский государственный технический университет (Екатеринбург) - второе, Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск) - четвертое.

В личном зачёте из 52 участников олимпиады результаты членов команды ТПУ следующие: Евгений Левченко, (0850, ФТФ, ЭТО) - первое место среди вторых курсов (повторив свой прошлогодний успех), и третье в абсолютном первенстве; Антон Епихин, (2Б52, ИГНД, ЭТО) - 4 место среди вторых курсов; Александр Зарипов, (8561, АВТФ, ЭТО) - 4 место среди первых курсов; Константин Ивлев, (8В62, АВТФ) - 5 место среди вторых курсов.

Одним словом, есть результат, который в то же время показывает, к чему нужно стремиться. И это так же справедливо, как и то, что Всероссийскому математическому финалу предшествовали университетский и региональный туры. Понятно, что именно по их итогам Томский политехнический университет в Иркутске представляли сильнейшие.

Впрочем, для нас не менее важно и то, что эти победы, как и все победы вообще, берут начало в повседневной рутинной работе. И главным стимулом к тому, чтобы изо дня в день упрямо ломать голову над \"упрямыми\" задачами, был и остаётся глубинный интерес, который ощущал каждый, кто не мыслит себя без математики.

Кстати, ещё студентом факультета автоматики и электромеханики Александр Лисок испытывал эту самую тягу: всё свободное время отводил математической физике и чистой математике, не говоря уже об участии во Всероссийских и Международных олимпиадах, где (как и его нынешние подопечные) занимал призовые места Немаловажна и роль того человека, которого следует называть не иначе, как \"наставник\". Ведь это он научил смотреть на вещи гораздо шире, чтобы не сказать \"фундаментальнее\". Настолько, что этот взгляд уже не вмещали рамки первой специальности. Кстати, она совершенно прикладная: \"Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника\".

На самом деле необходимость и достаточность учителя на 99 процентов определяют образовательную (и не только!) траекторию ученика. В том смысле, например, что мало просто заметить интерес к математике, важно вовремя поддержать, показать возможности \"мат.аппарата\", сделать тысячу важных и своевременных шагов, которые впоследствии помогут определить сферу научных интересов.

В этом смысле А.Л. Лиску повезло, хотя любое везение всё суть проявления системы. Так вот. Были вполне определённые этапы роста. На третьем курсе будущий руководитель по аспирантуре (профессор, доктор физико-математических наук А.Ю. Трифонов) привлёк своего подопечного к научной работе, обозначив существование некой проблемы, которая нуждалась в соответствующем математическом описании.

К пятому курсу появились публикации в цитируемых журналах. А к аспирантуре уже был наработан неплохой материал. Кандидатскую аспирант А.Л. Лисок защитил на полтора года раньше положенного срока. В 2003-м на кафедре ВММФ организовывалась Международная лаборатория математической физики (заведующий - профессор, доктор физико-математических наук А.В. Галажинский).

Ассистент А.Л. Лисок стал сотрудником этой лаборатории. Практически сразу после защиты Александру Леонидовичу поручили читать лекции. Его первым лекционным курсом был \"Функциональный анализ\" для студентов ЕНМФ. Вот когда ему стала очевидна разница между \"я знаю\" и \"я могу передать своё знание\". И только по завершении курса понял, как нужно читать: на что сделать акцент, а что требует меньшего внимания и т.д.

В настоящее время старший преподаватель кафедры ВММФ А.Л. Лисок читает на ЕНМФ курс \"Функциональный анализ\"; на ЭФФ - \"Методы математической физики\". Ведёт практические занятия на ФТФ (курс \"Уравнения математической физики\"), ЕНМФ (\"Функциональный анализ\", \"Методы функционального анализа в экономической теории\") и у студентов ЭТО (курс \"Математический анализ\", \"Теория вероятностей и математическая статистика\").

На вопрос, с какими студентами интереснее всего работать, отвечает: \"С теми, кто по-настоящему интересуется!\" К примеру, с командой, которую в конце апреля возил в Иркутск на Всероссийскую олимпиаду по математике, большую часть свободного времени проговорили о новейших тенденциях в современной математике.

Кроме того, успели увидеть Байкал и посетить музей самого большого и самого прекрасного пресного озера. Суммарное впечатление - от озера, двух Всероссийских олимпиад и, разумеется, математики - просто потрясающее! По возвращении в Томск стало известно, что руководитель команды ТПУ (кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры ВММФ) Александр Леонидович Лисок победил в конкурсе ТПУ в номинации \"Преподаватель года\". Так что на поверку получаются ожидания, длившиеся долгие 365 дней, в весеннем семестре 2007 года всё-таки оправдались…

Записал О.Н. Плотников