жизни ЛиСТ

Давно хотелось взглянуть на арсенал (как технический, так и творческий) лаборатории импульсной оптической спектрометрии. И вот - соответствующий повод представился. Недолго думая, позвонил заведующему лабораторией и тут же договорился о встрече.

10-й корпус, подвал, заветная дверь. Открываю и вижу человека, о котором довольно много приходилось слышать. Итак, знакомьтесь.

Владимир Иванович Корепанов. В 1970 году окончил Томский политехнический институт по специальности \"Физика твердого тела\". С того же года работал ассистентом. С 1980 на должности доцента кафедры лазерной и световой техники. Кандидат физико-математических наук (1976), доктор физико-математических наук (2006), доцент (1985). Общий стаж работы - 37 лет. Все эти годы - в стенах ТПУ, в одном и том же учебно-исследовательском коллективе. Такому постоянству только завидовать…

Путь в сегодняшний день для студента Корепанова открылся 40 лет назад. В тот год, когда группе, в которой учился, стали читать преподаватели кафедры \"Физики твердого тела\" В.М. Лисицын, В.В. Стыров, А.И. Бажин (накануне группу перевели с ФТФ на создающийся Электрофизический). Подготовка физико-техников известна: все к учёбе подходили основательно. Что говорить, если из того состава впоследствии трое остались, получили учёные степени на кафедре ЛиСТ (двое работают по сию пору).

К моменту выпуска молодой кафедре катастрофически не хватало преподавателей. Так что Владимиру Корепанову судьбой было предначертано остаться здесь и поступать в аспирантуру. В те годы в институте была широко распространена практика, по которой каждый аспирант должен был создать свою установку (или узел) своими же руками. Так что группа аспирантов под руководством доцента Лисицына как раз и воплощала на деле это неписанное правило.

Процесс проходил в одной из комнат 10-го корпуса (старожилы утверждают, что в 217-й). Здесь находились стеллажи, монохроматоры, фотоумножители, генераторы и прочее оборудование. Здесь собиралась аспиранты. Причём, в процессе участвовала ещё одна кафедра - радиационной химии. Установку создавали, что называется, с нуля. Вели научный поиск, ошибались, искали вновь. Ломали головы над решением постоянно возникавших проблем.

К примеру, долго никак не могли избавиться от \"паразитного импульса\": проверили весь контур, проанализировали всю цепь, дошли до самой \"земли\" и… Только тут стало ясно, почему после сильноточного импульса возникает паразитирующий сигнал. Впрочем, всевозможные издержки воспринимались лишь как временные трудности. А близость результата постоянно толкала вперёд.

Тогда же стало приходить понимание того, что исследования стационарных процессов хороши только для Начала. И уже физически ощущалась необходимость следующего шага - к быстропротекающим процессам. Первую установку сочиняли коллективным разумом. Чертежи только что разработанного ускорителя передал группе Геннадий Месяц.

С трудом (поштучно) удалось найти несколько зарубежных публикаций, в которых, к сожалению, практически ничего не было по методике работы. Так что выстраивать алгоритм, подбирать рабочие параметры приходилось опять же самим. Хорошо, что в науке существует закон: если долго биться над проблемой, то решение будет. Так и получилось.

В 1975 году на кафедре \"Светотехники и источников света\" ТПИ был изготовлен первый в СССР импульсный оптический спектрометр. В открытом мировом первенстве до того момента подобные установки были под силу только Японии и Америке. Советский спектрометр стал третьим в мире. Так что тот творческий котёл, в котором варились молодые учёные, оказался штукой довольно эффективной (с точки зрения результата).

Первые же результаты стали прорывными для таких направлений, как радиационная физика и радиационная химия. Позже Владимир Корепанов разработал оригинальную конструкцию импульсного ускорителя для исследовательских целей. Ныне ускорители его конструкции действуют во многих научно-исследовательских центрах России и Казахстана.

После того, как в арсенале исследователей появилось уникальное оборудование, стала реальной планомерная исследовательская работа, объёма которой хватит не на одно поколение \"импульсников-спектрометристов\". Нельзя говорить о конечном результате, поскольку исследования продолжаются, но, так или иначе, были обнаружены и изучены начальные процессы создания радиационных дефектов, переноса энергии в ионных кристаллах.

За первой моделью установки последовала вторая, конечно, более совершенная. Научный поиск вели как вглубь, постигая физику возникающих процессов, так и вширь, привлекая для исследований новые материалы и комбинированные источники возбуждения твёрдого тела и т.д.

В 1976 году на кафедре Лисицына - Впервые в СССР! - были поставлены методы импульсной абсорбционной спектрометрии для исследований быстропротекающих процессов с наносекундным временным разрешением. Тогда же появилась группа специалистов в области лазерной техники, которая проводила исследования быстропротекающих процессов при воздействии лазерного излучения.

С этого момента \"Нестационарные радиационные дефекты и процессы в материалах\" стали основным научным направлением, которое продолжает активно развиваться по настоящее время. Исследования нестационарных процессов привели к построению новых физических моделей стимулированных радиацией (жесткой, лазерной) процессов в ионных кристаллах, оптических материалах, энергетических материалах.

На основе результатов фундаментальных исследований элементарных процессов были развиты представления о механизмах старения материалов в источниках излучения, разработаны методы контроля качества оптических материалов и исследования, которые используются в науке и производстве, методы и способы управления радиационной стойкостью.

В частности, был получен принципиально новый метод спектрального анализа элементного состава материалов с использованием для возбуждения импульсных наносекундных сильноточных пучков. Метод даёт целый ряд существенных преимуществ и отличается надежностью, экономичностью, меньшими габаритами, точностью измерений.

Разработан принципиально новый метод люминесцентного анализа состава материалов с использованием для возбуждения импульсных наносекундных сильноточных пучков, существенно повышающий информативность, скорость получения информации и спектр материалов, которые возможно анализировать.

В 1984 году работа по созданию импульсного катодолюминесцентного источника света Президиумом АН СССР была включена в число важнейших в области естественных наук...

Таким образом, за прошедшие годы сделано достаточно много. В исследовательских кругах В.И. Корепанов широко известен как разработчик наиболее совершенного и многофункционального импульсного оптического спектрометра.

В его лаборатории действуют две научно-исследовательские установки, позволяющие проводить работы при низких температурах на чистых и содержащих гомологические примеси щёлочно-голоидных кристаллах, простых и сложных оксидных материалах (топазах и др.).

Лаборатории ИОС удалось собрать богатейший материал о параметрах импульсной катодолюминисценции полупроводниковых материалов, минералов различной генетической формации. Проведённые исследования получили высокую оценку, поддержаны научными программами и грантами. Аналитического материала хватит не на одну диссертацию.

Пока же (в декабре 2006 года) в диссертационном совете под председательством профессора В.Я Ушакова успешно прошла защита докторской диссертации доцента Корепанова (научный консультант - профессор В.М. Лисицын). Таким образом \"де факто\" заведующий лабораторией ИОС, доктор физико-математических наук В.И. Корепанов подтвердил своё реноме одного из известных специалистов в области исследования быстропротекающих процессов в оптических материалах. Остаётся удивляться, как при таком объёме исследований ему удаётся справляться с обязанностями заместителя декана электрофизического факультета по научной работе.

В.И. Корепановым разработан ряд таких курсов, как \"Технология производства источников света\", \"Физика твердого тела\", \"Оптические и оптико-электронные приборы и системы\", \"Приборы для научных исследований\", \"Теория люминесценции\".

Для каждой дисциплины под руководством и непосредственном участии В.И. Корепанова создавались необходимые методические материалы. Так, только в последний период были подготовлены и изданы: лабораторный практикум \"Радиационно-химические технологии\" (2004 г., в соавторстве с Н.Т. Юндой); учебное пособие \"Спектральные измерения с временным разрешением\" (2007 г., в соавторстве с В.М. Лисицыным); разработан УМКД по дисциплине \"Оптические и оптико-электронные приборы и системы\".

Лаборатория, которую возглавляет доцент Корепанов, на протяжении всех лет успешно ведёт подготовку кандидатов и докторов наук по специальности 01.04.07, студентов по направлению 200200 \"Оптотехника\" и специальности 200203 \"Оптико-электронные приборы и системы\", магистрантов по программе \"Оптическое материаловедение\".

Здесь проходят международные стажировки студентов из Китая и Южной Кореи, учёных из стран ближнего зарубежья и российских регионов. С применением уникального научного оборудования, разработанного сотрудниками, в лаборатории проводятся научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники.

Если подытоживать сказанное, то лучше, чем заведующий кафедрой ЛиСТ, заслуженный профессор ТПУ, доктор физико-математических наук Виктор Михайлович Лисицын, пожалуй, не скажешь:

- Владимир Иванович – человек настолько надёжный и ответственный, что результат его деятельности нередко даже лучше, чем можно было предполагать на этапе постановки!

P.S. В этом смысле закономерна победа в университетском конкурсе: в номинации - \"Доцент года\". И уж тем более не случайно голосование Учёного совета электрофизического факультета (кстати, единогласно) \"За\" избрание В.И. Корепанова на должность профессора.

И.О. Спектров.