Вне сомнений, самая романтическая профессия на свете - геолог. Особенно их воспели в первой половине прошлого столетия, когда за поиском подземных кладовых они устремились в таежные дебри, бескрайние степи, неприступные горы, непроходимые болота… Ничуть не охладели к таежной романтике и потом. Помните популярнейшую песню 60-х годов, ставшую гимном разведчиков недр: \"Держись геолог, крепись геолог, ты ветра и солнца брат…\"
Боюсь разочаровать поэтические натуры, но эта завораживающая лесная романтика все-таки вторична.
Прежде всего, геологи идут в тайгу и горы не ради песен у костра, а для поиска конкретных месторождений, оценки их запасов и прочим. Главнейшая задача будущих геологов - нынешних студентов, приобрести практические навыки такого поиска: поработать киркой, молотком и кое-чем посложнее; самим подержать в руках руду и минералы, которые старательно изучали в университетских аудиториях. И, безусловно, самим насладиться этой самой геологической романтикой, ради которой многие и поступали в вуз.
…Не знаю, как в других вузах, но у студентов Института геологии и нефтегазового дела (ИГНД) есть возможность получить и практику, и романтику. Да еще какую- В горной Хакасии, неподалеку от легендарного озера Шира уже почти 50 лет действует полигон для будущих геологов, студентов ТПУ. Или, говоря официальным языком, Центр учебных геологических практик имени Г.А.Иванкина.
Два десятка деревянных домиков, где живут преподаватели. Вагончики для более сотни студентов. Столовая, бани, умывальни. Комнаты для занятий, или, на языке студентов-геологов, \"камералки\". Буквально в тридцати метрах от полигона - огромное чистейшее озеро, а на горизонте - неописуемой красоты Хакасские горы, холмы, древние курганы. Словом, рай небесный…
***
Впрочем, если с облаков вернуться на землю, несложно догадаться, что содержание полигона обходится политехникам в копеечку. Стоит ли игра свеч?
- Представьте себе, - поясняет директор ИГНД Алексей Мазуров, - что вам нужно научиться водить автомобиль. Вы изучили теорию вождения, правила движения , устройство авто… Но вам не дали самому сесть за руль. Разумеется, при таком подходе вы ничему не научитесь. То же самое в геологии. По-настоящему приобрести опыт поможет только полевая практика.
***
Как же появился геологический полигон, да еще в столь живописном месте? Вспоминает его \"первопроходец\", один из старейших преподавателей ИГНД, доцент Иван Коптев.
- Раньше студенты-геологи ездили на практику небольшими группами, в самые разные места, в зависимости от научных интересов преподавателей. Кто - на Алтай, кто - в Саяны… Однажды, в 1956 году, произошла настоящая трагедия. На реке Катунь при переправе сорвало паром и разбило о валуны. Погибли сразу шесть наших студентов. Были комиссии, шум на весь союз. Стало ясно, что нужен стационарный учебный полигон.
- Почему выбрали именно это место?
- Отец-основатель полигона - Георгий Алексеевич Иванкин, один из самых уважаемых наших преподавателей, тогда писал диссертацию именно по горной Хакасии. Он знал, что это - идеальное место для учебного полигона и предложил его. С точки зрения геологии здесь есть буквально все: полезные ископаемые, породы, минералы разнообразнейших видов, структур и возрастов. Здесь можно проследить геологические процессы \"в динамике\"… Тогдашний ректор ТПИ Александр Акимович Воробьев предложение одобрил.
Оформив все формальности, в 1959 году геологи приступили к строительству. Кстати, самые первые дома были \"бэушными\". В нескольких десятках километров стоял заброшенный рудный поселок. Приобрели строения \"на дрова\", раскатали, доставили на место, где вновь собрали. Работали буквально всем факультетом. Первые геологические практики на Хакасском полигоне были \"учебно-строительными\". Половину времени студенты ходили по горам, а половину занимались строительством.
- Эту школу прошли все наши выпускники, начиная с1959 года, - продолжает Иван Иванович, - всех специальностей: гидрогеологи, геофизики, нефтяники, разведчики… Здесь практиковались не только студенты политехнического, к нам приезжали тюменцы, красноярцы, новосибирцы, грозненцы, студенты других вузов. Перед распадом СССР здесь проходило Всесоюзное совещание по проведению геологических съемок, с участием Мингеологии, Минвуза, многих вузов страны. После него полигон получил высокий статус Учебно-методического центра проведения геологических практик вузов Западной Сибири.
***
В этом уникальнейшем районе можно устраивать учебные полигоны и для студентов-историков, археологов и даже палеонтологов. Рассказывает один из основателей геологического полигона, доцент ИГНД ТПУ Борис Васильев.
- В этой местности мы находим останки водорослей, моллюсков, кораллов и пр. Здесь есть огромные известняковые рифы. То есть, сотни миллионов лет назад здесь было теплое море… Что касается более поздних времен, эти места были всегда заселены. Благодаря благоприятному климату, ландшафту, географическому положению. Например, более двух тысяч лет до н.э. здесь жили дингины. Голубоглазые, светловолосые… На одной из надгробных плит археологи обнаружили изображение солнца с лучами и человека с птичьей головой. То есть прослеживаются египетские мотивы. Затем эту народность сменили татаро-монголы, калмыки, киргизы… В начале ХVIII-го века, после продолжительной войны, Хакасия присоединилась к России.
С ХIХ-го века здесь начался настоящий \"промышленный бум\". Недра Хакасии необычайно богаты полезными ископаемыми, поэтому здесь находились сотни рудников. Добывали медь, вольфрам, молибден и т.д. Кстати, владельцем одного из рудников был отец Станиславского. Выходит, что, благодаря недрам Хакасии, Станиславский-младший получил прекрасное образование и стал великим режиссером.
***
Впрочем, о прелестях геологического полигона лучше всех расскажут сами студенты.
- Когда мы поступили на первый курс, - рассказывает Татьяна Подольская, 2-курс, 2040-я группа, будущий геофизик, - студенты более старших курсов просто \"бредили\" Хакасией. Весь учебный год мы ждали, когда же сюда приедем.
- Сначала нам казалось, что здесь мы прекрасно отдохнем, - говорит Михаил Попов, ее одногруппник, - однако, пришлось очень много ходить по маршрутам, изучать минералы, составлять карты и т.д. Для нас, будущих геологов, была замечательная практика. С геологической точки зрения это место просто уникально. Здесь, словно на стенде, можно проследить все тектонические процессы, своими глазами увидеть все то, что изучали в учебном году. Кстати, из 18 студентов группы 2040 - шестеро отличников. Можно не сомневаться, что после практики в их полку прибавится.
- Чем нынешние студенты отличаются от студентов 60-х, 70-х годов? - интересуемся у Бориса Васильева, ветерана ИГНД.
- Раньше студенты были более приспособлены к полевым условиям, таежным и горным маршрутам. Зато нынешнее поколение лучше разбирается в технике, сложных электронных приборах… Можно не сомневаться, из этих ребят вырастут настоящие геологи.
***
- Наш институт не стоит на месте, - рассказывает Алексей Мазуров, - в прошлом году мы открыли новую специальность, \"экономика в нефтегазовом секторе\". По количеству поданных заявлений в этом году мы были одни из первых в университете. Проходной балл достиг отметки 140. На бюджетные места специальностей нефтегазового сектора поступили только медалисты. Все наши выпускники востребованы. В среднем, на одного выпускника приходит 3-4 заявки от различных предприятий, поэтому у нас действует система распределения. Институт напрямую работает с \"ТНК-ВР\", \"Shell\", \"Шлюмберже\", другими крупными предприятиями. Они берут наших студентов на практику, а выпускников на работу.
…Мне кажется, одной из причин 100-процентной востребованности выпускников Института геологии и нефтегазового дела ТПУ является тот факт, что помимо теоретической подготовки в университетских аудиториях, геологи ТПУ проходят замечательную практику на полигоне в Хакасии.
Андрей КАРЫПОВ.
На снимках: в маршруте в окрестностях базы практик доценты И.И.Коптев и Ф.Б.Бакшт, корреспондент А.Карыпов в маршруте в окрестностях базы полигона, база в Хакасии, “Туилеский провал”.