Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Осенний этюд

Бывает так, что начинаешь подготовку материала для публикации, идёшь по совершенно конкретному поводу, но в процессе сбора что-то происходит, и получается не то, что планировали. Так вышло на этот раз. Информационный повод был - работа делегации Томского политехнического университета в одном из старейших университетов Америки - Роlytеchnic University, Вгооklyп (New York), в котором проходил 5 Global Congress on Engineering Education. Но под занавес разговора с одним из командированных вдруг вскрывается обстоятельство, которое в корне меняет замысел.

Всё начинается в детстве…

...и Юностью продолжается.

Правда, внешне это совсем не похоже на начало чего-то большого и важного. Просто - переезд на новую квартиру. Зато какой дом! Что ни \"фамилья\", то известная всему Томску (чтобы не сказать, звучащая на пол-Сибири…)

Технические гении, светила от медицины, проректоры, ректоры (настоящие и ушедшие), профессора, представители науки и культуры. Самодостаточные и самобытные люди. Причём ни то ни другое ни в коем случае не могло мешать этому компактно проживающему домовому сообществу.

Потому и жили по-доброму, как могли только в середине прошлого века и исключительно представители старо-советской интеллигенции.

Здесь был свой уклад и традиции, но находилось место спонтанному энергетическому всплеску. На Первомай, а может, на Новый год, какая-нибудь квартира непременно взрывала тишину лестничных рекреаций. И тогда здесь пели, шутили и даже танцевали, вовлекая в это сумасбродное веселье соседей по площадке. И народ из \"9-й\" мог запросто \"перетечь\" с 5 этажа на второй (третий, или любой другой и в обратном порядке), чтобы включиться в это абсолютное \"броуновское движение\".

Дом составлял заметную часть ауры 60!х. А когда тебе - 20, это также важно, как школа имени пионера-героя, в которой учился с друзьями. Или то, что однажды по другую сторону Ла-Манша из осколков негритянского блюза и английской народной песни будет сложен гимн Свободе, всемирной Любви и Братству… Разумеется, для тех, кто умел слушать, \"ливерпульский бит\" был равен жизни. И потому редко кто из современников не собирал коллекцию \"Битлов\": \"плёнки\" - через Югославию или Чехословакию, через пятые-десятые руки, в n-ой копии; катушки, пластинки...

Но дело не в том. Гораздо важнее, что четверо молодых парней из знаменитого \"дома на Учебной\" вписали свои собственные имена в парадигму, которую построили Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон, Стюарт Сатклифф и Ринго Стар. Ну и, само собой, на всех танцевальных вечерах девчонкам восьмой школы казалось, что песни \"The nights people\" звучат ничуть не хуже (А, может, и лучше?!), чем \"The Beatles\"… Так что на деле получилось, что из того давнего и, как можно предполагать, наивно-подражательного опыта было вынесено гораздо больше.

В числе бесспорных приобретений - навык ансамблевой, или, как сейчас говорят, игры в команде; умение выстроить любой процесс как со-Творчество и стремление сыграть любой ритмически сложный рисунок без фальши и по-настоящему. Наконец, совершенно осознанный выбор в пользу того, чтобы предоставить каждому участнику свободы столько, сколько требуется. Одним словом, ТОГДА отрабатывался совершенно иной взгляд, иной modus vivendy.

Ну, а когда такие фундаментальные, базовые вещи наработаны, то, опираясь на них, можно созидать, творить и работать на любом жизненном отрезке. Будь то самое начало, когда ещё только выстраиваешь собственную образовательную траекторию, и начинает формироваться глубинный исследовательский интерес.

Или день сегодняшний, когда уже есть основной результат. В науке, например…

А умение мыслить и работать системно позволяет воплощать серьёзные проекты, равно как и органично руководить большим коллективом.

Иными словами, приходит время, когда всё получается, всё идёт своим чередом. Так что когда-то несбыточная мечта вдруг становится явью. А работа по-прежнему поглощает, что называется, с головой. И как прежде нет времени на домашние дела, поскольку всё занято политехническим университетом. И вот уж нежданно повзрослевшая дочь с недавних пор не забегает в \"домашний кабинет\", вопреки строгому наказу: \"Не ходи - папа работает…\"

И вдохновение черпается в песнях \"Битлов\" и Высоцкого. А когда однажды приходит новый день. И впервые за много лет появляется возможность оглянуться, найти повод, обнять отца. И он скажет, как всегда просто и весомо: \"Сын, пятьдесят пять - это прекрасно! За плечами - багаж, который пока не давит. Есть опыт. Шагается легко и свободно. И не утрачен интерес к жизни…\"

А главное, можно видеть, как возводимое тобою Здание - возвышается и хорошеет.

Записал О.Н. Плотников

P.S.: Редакция, приняв во внимание чрезвычайную скромность и аскетическое отношение, так сказать, самого виновника торжества к своей собственной персоне, предоставляет возможность читателям догадаться, кому посвящён этюд…

(франц. etude - \"изучение\") - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного её изучения.