Томскому политехническому университету принадлежат многие инициативы, связанные с созданием системы менеджмента качества, вхождением в мировое образовательное пространство, сертификацией российских образовательных программ на международном уровне, углубленной языковой подготовкой и т.д. Понятно также, что от этого масштабного разворота зависит очень многое. Это многое включает не только будущее Томского политехнического как инновационно-академического университета, но и настоящее коллективов кафедр, наших уважаемых студентов, преподавателей, профессоров.
Вступление России в Болонский процесс не только открыло большие возможности для вузов в плане экспорта образовательных услуг, но и определило новые ориентиры и требования к качеству подготовки специалистов. Сегодня на мировом рынке труда требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. В связи с этим не случайно Правительство РФ на своем заседании от 9 декабря 2004 года приняло приоритетные направления государственной политики в сфере образования, первым из которых является повышение качества образования.
Известно также, что в целях обеспечения оценки качества подготовки студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, Министерства образования и науки России поручил Рособрнадзору и Департаменту государственной политики в образовании проведение инспекционных проверок, начиная с 2006 года. И далее поэтапно: в 2007-м и 2008-м годах. Не трудно понять, что Томский политехнический, как инициатор качественных образовательных услуг, не останется в стороне от общероссийского инспекционного процесса.
Весной текущего года ТПУ прошёл комплексную проверку Министерства образования и науки РФ. Тестирование знаний студентов проводилось выборочно по 15 учебным дисциплинам блока гуманитарных, социально-экономических, естественных наук; общепрофессиональным дисциплинам, 9 направлениям и специальностям.
К сожалению, независимой оценкой признаны низкими результаты тестирования студентов университета по целому ряду учебных дисциплин, таких как: «Статистика» и «Философия» по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; «Философия», «Маркетинг», «Отечественная история» и «Философия» по направлению 061100 Менеджмент организации; «Отечественная история» и «Философия» по направлению 521600 Экономика; в Юргинском филиале ТПУ по учебной дисциплине «Отечественная история» 061100 Менеджмент организации.
По следам прошедшей проверки был издан приказ ректора Томского политехнического университета Юрия Петровича Похолкова от 23.08.2005. Вот выдержка из этого памятного документа: «В результате, по причине недостаточного качества подготовки срок государственной аккредитации по специальностям 060500 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит (кафедра экономики, ИЭФ), 061100 Менеджмент организации (кафедра социологии, психологии и права, ГФ), кафедра международного менеджмента, ИММ, филиал в г. Юрге) и направлениям 521500 Менеджмент (кафедра менеджмента, ИЭФ; кафедра международного менеджмента, ИММ), 521600 Экономика (кафедра экономики, ИЭФ) сокращен до 3-х лет».
В итоге выбор, перед которым оказался коллектив политехников, очевиден: не может один из лучших технических университетов России работать не с полной отдачей. Нельзя войти в число лучших, не дорабатывая непосредственно на своей кафедре, или в той дисциплине, которую необходимо преподавать профессионально.
В равной степени этот обоюдоострый процесс повышения качества образовательных услуг, в который сознательно вошел Томский политехнический, создается дополнительные стимулы и требует значительно больших усилий не только от преподавателей, но и от каждого студента. И именно поэтому короткая фраза “Я окончил Томский политехнический… “ для выпускников ТПУ открывает многообещающие и реально ощутимые перспективы, начиная с высокой заработной платы, успешного продвижения в рамках профессии и достижения высокого социального статуса, и т.д.
И другого, увы, не дано. Таким образом, для коллектива Томского политехнического университета наступил час X, с которого вопрос ответственности становится моментом личного выбора. Дело даже не в том, что существует некий внутренний приказ. Скорее это вопрос чести… Профессиональной гордости, если хотите.
P.S.: 28 апреля 2005 года по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прошёл межрегиональный семинар, а 22 25.09. - межрегиональное совещание «Построение общероссийской системы оценки качества образования». В работе принимали участие специалисты Рособрнадзора, Федерального агентства по образованию, Министерства образования и науки РФ, многих субъектов Российской Федерации. В России создается общероссийская система оценки качества образования.