Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТПУ: Использование мирового опыта в области языкового тестирования

Вопрос об объективной оценке уровня владения иностранным языком является одним из наиболее актуальных, как в отечественной, так и в зарубежной методике обучения ИЯ. Тестовая форма контроля становится всё более распространённой, поскольку именно она позволяет снизить влияние субъективного фактора при выставлении оценки. Благодаря поддержке и содействию отдела образования Посольства США в Москве, в 2005 году в России прошел ряд семинаров и конференций по языковому тестированию, в которых приняли участие сотрудники отдела мониторинга качества языковой подготовки ТПУ. Первый семинар состоялся в январе 2005 года в МГУ и проводился одним из ведущих американских тестологов Джеймсом Брауном, специализирующимся на критериально-ориентированном тестировании.

С 26 по 28 сентября один из красивейших сибирских городов, Иркутск - столица Восточной Сибири, крупный образовательный и научный центр, стал местом проведения следующей международной конференции, посвященной вопросам преподавания английского языка и языкового тестирования.

Иркутский государственный лингвистический университет гостеприимно открыл двери для участников конференции. Представители Сибирских университетов, в том числе и сотрудники отдела мониторинга Томского политехнического университета, получили уникальную возможность прослушать лекции Адриана Палмера и Мэри Энн Кристисон - ведущих американских специалистов в области тестирования, общего языкознания и методики преподавания иностранных языков.

Адриан Палмер - доктор философских наук (факультет лингвистики, штат Юта), известный американский специалист-тестолог, автор многочисленных научных статей и книг “Designing Language Tests”, “Language Testing in Practice”, “Language Assessment in Practice” (Oxford University Press, 1996) и др. Лекции А. Палмера были посвящены основным принципам составления тестов, основным характеристикам качества тестов, стратегиям повышения надежности тестов. Лекции сопровождались многочисленными примерами и были построены в форме живого диалога с аудиторией.

Мэри Энн Кристисон (доктор философских наук, факультет лингвистики, штат Юта) посвятила свои лекции перспективам преподавания английского языка в XXI веке и общим вопросам методики преподавания иностранных языков.

Во время заседания «круглого стола» слово было предоставлено сотрудникам отдела мониторинга Томского политехнического университета. Совершенно новая для Сибири система языковой подготовки специалистов технических специальностей заинтересовала участников заседания. Возник естественный вопрос о качестве языковой подготовки и контроле. О.П. Кабрышева - ведущий специалист-тестолог и А.Г. Ибрашева - методист отдела мониторинга языковой подготовки сделали презентацию о работе отдела, занимающегося этими вопросами. Представители многих университетов проявили интерес к деятельности отдела мониторинга и выразили желание сотрудничать и использовать систему тестирования, созданную специалистами отдела на основе ключевых принципов, разработанных А. Палмером и его коллегами. А. Палмер был приятно удивлен, что созданные им стратегии широко применяются при разработке тестовых заданий в ТПУ и дал свое согласие на дальнейшее сотрудничество и профессиональную поддержку.

Немного раньше - 21-22 сентября, в Тамбовском государственном университете прошла всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы к контролю иноязычных умений», в которой принял участие специалист-тестолог Отдела мониторинга качества языковой подготовки А.С. Парнюгин. Его доклад «Выбор критериев оценки умений иноязычной устной речи к проблеме теоретического обоснования» был представлен на секционном заседании и опубликован в сборнике материалов конференции. Тематика конференции охватывала широкий круг проблем, связанных с организацией и реализацией в обучении иностранным языкам таких важных составляющих, как проверка и оценка уровня сформированности коммуникативных умений и навыков обучаемых. Среди проблем способы и формы контроля иноязычных знаний и умений школьников в элективных курсах по культуроведению, оценка профессиональной компетенции учителей иностранных языков, учёт результатов обучения иностранным языкам в школе и вузе, коммуникативный подход к контролю иноязычных умений, единый государственный экзамен по иностранным языкам. В конференции принимали участие специалисты из Москвы, Тамбова, Таганрога, Воронежа.

Подобные конференции помогают приобрести ценный опыт, накопленный ведущими специалистами-носителями языка и отечественными методистами и преподавателями, использовать полученные знания для становления и развития системы мониторинга качества языковой подготовки в ТПУ, которая является новой, не имеющей аналогов в других вузах страны.

Отдел мониторинга качества языковой подготовки ЦОКО ТПУ.