Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Итоги зимней сессии через призму факультета

В целом по университету к началу зимней экзаменационной сессии было допущено 10897 студентов. Получили отсрочку - 598.

Таким образом, на сдачу экзаменов явились 10299 студентов, т.е. 100 процентов. Не явившихся на экзамен по неуважительным причинам не было. По всем предметам сдали экзамен 8653 студента, это составляет 84,0 процента. Из них на «отлично» все экзамены - 2045 студентов (19,9 процента).

На четыре и пять отработали 3502 студента, или 34,0 процента. Получивших «неудовлетворительно» по одному и более предметам - 1646 студентов, или 16,0 процентов. Абсолютная успеваемость в целом по университету составила 84,0 процента. Качество обучения - 53,9 процента.

Так выглядит общая картина зимней сессии. Но, как известно, за каждой сессией стоит колоссальная повседневная работа. И цифры так же могут проиллюстрировать эту невидимую, но требующую постоянного напряжения, времени и сил работу, как вершина айсберга способна напомнить о подводной его части.

Чтобы убедиться, достаточно зайти на любой факультет или в институт и спросить, как дорого даются те результаты, которые стоят за вышеприведенными обезличенными цифрами, и есть ли какие-то секреты, позволяющие достигать особых значений. С таким вопросом редакция газеты «За кадры» обратилась к заместителю декана АВТФ по первому курсу Ларисе Михайловне Крыловой:

- Каких-то специальных, исключающих уважительное отношение к личности студента, - нет. На АВТФ, это известно, конкурс всегда - высокий. Приходят люди, заинтересованные в получении будущей профессии. Не случайно, все преподаватели, которые работают на нашем факультете отмечают, что дисциплина - хорошая, посещаемость - соответствующая, восприимчивость материала и заинтересованность - высокие.

Но при этом все мы были молоды и прекрасно знаем, что молодость тем и хороша, что хочется успеть всё. Возможно, кто-то может активно учиться и столь же активно отдыхать. Но на первом курсе это, скорее, исключение. Гораздо продуктивнее использовать первые (в жизни студента-первокурсника!) семестры для того, чтобы научиться методически правильно и целеустремлённо получать знания, концентрироваться на главном, учиться систематически работать.

А для того, чтобы это получалось, на факультете действует специальная АСУ текущей успеваемости студентов, которая анализирует состояние дел по каждому индивидуально. Сейчас входит в эксплуатацию новая версия этого программного продукта. Как и раньше, дважды в семестр будет проводиться аттестация: в середине семестра и за две недели до начала сессии.

При таком «срезе» состояние учебных дел у каждого первокурсника - как на ладони. И если кто-то не дотягивает (для вхождения в сессию необходимо набрать 60 баллов), подключаем все имеющиеся ресурсы. Если это середина семестра, то академический консультант (задача которого - помогать всем, чтобы не допустить даже намёка на академическую задолженность) договорится о дополнительных консультациях с ведущим преподавателем, найдёт студента посильнее, который способен подтянуть товарища.

Надо отметить, тенденция взаимовыручки и товарищества в последнее время заметно усиливается, о чём ещё года два-три назад мы и думать не могли… И это тоже становится фактором успеваемости. В других случаях достаточно одного звонка или письма родителям, чтобы дела у обучающегося пошли на лад. В иных, когда что-либо упущено из школьной программы, советуем родителям нанять репетитора, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Всё это в абсолютном большинстве случаев получает положительный отклик.

На АВТФ - традиционно поступает довольно подготовленный контингент. Не случайно 53 студента первого курса факультета, пройдя жёсткий отбор, попали в систему элитного технического образования.

С начала учебного года факультет вошёл в эксперимент по кредитно-рейтинговой системе, особенностью которой являются асинхронная схема организации учебного процесса, обеспечивающая каждому студенту определенную свободу в выборе последовательности изучения отдельных дисциплин и возможность выбора преподавателей. Поэтому по большинству дисциплин были разработаны единые рабочие программы, правила ведения практик и т.д., и т.п. Особые слова благодарности следует адресовать лично заведующему кафедрой высшей математики профессору К.П. Арефьеву и сотрудникам - доцентам Э.Н. Подскребко, Л.М. Бер, О.Н. Имас, Е.И Подберезиной. Экзамены по дисциплинам проходили по-новому: письменно (в течение 3-х часов) в одно и то же время, но в разных аудиториях.

«Честно говоря, - вспоминает этот волнительный момент Лариса Михайловна, - я думала отличных оценок не будет… Нет! Даже при том, что в кредитно-рейтинговой системе применяются двухуровневые оценки: если «отлично» без замечаний, то 10 баллов; а если с некими оговорками, то «отлично», но на 9 баллов. Так вот, при таком подходе все письменные экзамены сдали без «троек» 102 человека. И есть одна студентка, которая на всех экзаменах получала исключительно по 10 баллов…

Но было много первокурсников, которые получили «неудовлетворительно»… И если говорить о том, кто попал в эту категорию, то из 88 «двоечников», 19 - бюджетники, 10 - «целевики» и 59(!), обучающихся на договорной основе с оплатой обучения. Это, конечно же, не могло не сказаться на таком показателе, как «Качество успеваемости», которым АВТФ всегда гордился, занимая первые строчки во внутренних университетских рейтингах.

Таким образом, есть направления, над которыми нам предстоит работать. Но при всём том, я всегда с радостью отмечаю, что к 3-му курсу мои бывшие подопечные «встают на крыло», то есть и учатся хорошо, и начинают заниматься научно-исследовательской работой, и их приглашают работать в различные фирмы. А это - лучшая рекомендация нашему факультету!»

Записал О.Н. ПЛОТНИКОВ