Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Жизнь как песня

уверен Юрий Фёдорович Кобзарь - Директор Сублиматного завода, доктор технических наук, Заслуженный химик РФ, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный работник СХК, выпускник физико-технического факультета ТПУ. И не ввиду того, что фамилия (которая по иронии судьбы имеет не украинские корни, а начинается с одного крестьянского рода Воронежской губернии), а потому что так линия судьбы очерчена.

Родился в 1938 году в селе Лебяжьем Егорьевского района (ныне - Рубцовский) Алтайского края. Отец - Фёдор Павлович. В 1940 году семья переехала в Карачи Новосибирской области, в связи с тем, что отца перевели агрономом в подсобное хозяйство одного из тамошних санаториев.

Здесь сын пошёл в школу, окончил 10 классов. В 1955 году поступил на физико-технический факультет Томского политехнического института. К моменту поступления, несмотря на всю секретность, окружавшую факультет (официально выпускали инженеров-технологов; специальность - физико-химическая), знал, что на самом деле готовят специалистов для новой отрасли - атомной энергетики.

Первый курс набрали в 1954 году со всех факультетов. К примеру, cтудент Геннадий Хандорин (поступал на химфак в 1950), пройдя 3 года обучения, перевелся c ХТФ на вновь организованный ФТФ. Успеваемость на физико-техническом факультете была очень высокая. Так что учиться было трудно, но интересно.

Учили основательно: химию потоку давали никак не в меньших объёмах, чем химикам-технологам; плюс теоретическая физика и другие дисциплины. Вероятно, всё это позволяет выпускникам ФТФ работать всюду, в том числе, в области чистой физики. Так Евгений Сахаров, учившийся в одной группе с Кобзарём, впоследствии успешно защитился и работал под началом Г.А. Месяца.

Юрий Кобзарь ещё со школы увлекался спортом - практически по всем видам были разряды. В университете активно занялся лыжами. В группе, в которой учился, тоже подобрались сильные ребята. Дважды за отличную учёбу их награждали поездками в Москву. Параллельно активно участвовал в профсоюзной жизни.

А поскольку физико-технический факультет по успеваемости постоянно занимал первые места в соцсоревновании факультетов, то почётное (требующее физических данных) право выноса знамён института на «Майские» и «Ноябрьские» нередко выпадало на долю будущих физико-химиков и, в частности, Юрия Кобзаря.

Окончил кафедру, которую возглавлял Николай Павлович Курин, или «папа Курин», как за глаза, без тени иронии, называли заведующего старшекурсники. Тогда действовало научно-студенческое общество (НСО), и каждый студент, стремящийся к настоящему знанию предмета, был просто обязан участвовать в его работе.

Двум старшекурсникам - С.Л. Гобову и Ю.Ф. Кобзарю - заведующий кафедрой в порядке дипломной работы поручил довести до ума одну действующую промышленную установку, которая находилась в закрытой части 10 корпуса.

Литературы по предмету в те времена (по причине секретности) не хватало. Поэтому Кобзарь, хорошо владевший английским, и Гобов, не хуже знавший немецкий, для теоретической части дипломного проекта подготовили внушительный список литературы, в том числе, зарубежных изданий, которые сами же и перевели. За список их даже слегка пожурили, мол, такой для кандидатской - хорош, а не для дипломной работы…

Между тем «труд» этот ещё многим поколениям дипломников сослужил добрую службу. Что касается практической части диплома, то и тот, и другой справились со своей задачей. Председателем комиссии был главный инженер ПЯ 153 (ныне - Сибирский химический комбинат) Михаил Антонович Демьянович. Обе защиты прошли на «отлично». Ну, а на той установке, модернизированной Кобзарём и Гобовым, ещё не одно поколение физико-химиков изучало термодинамические и кинетические процессы.

7 апреля 1961 года выпускника ФТФ Ю.Ф. Кобзаря распределили на СХК. На Сублиматный завод его принимали А.И. Карелин (начальник объекта) и Г.П. Хандорин (начальник цеха). Здесь прошёл все ступени роста - от мастера смены участка по получению безводного фтористого водорода до главного инженера и директора завода.

Уже через год после поступления комсомольцы (а тогда - весь завод сплошь комсомольский) избрали Кобзаря секретарём первичной организации завода. Был членом Городского комитета комсомола г. Томска-7.

Выполнял ответственные поручения по партийной линии (в те времена по-другому быть не могло). И в то же самое время осваивал производство, расширял горизонты знания.

А поскольку атомная отрасль в СССР выросла настолько стремительно (образно говоря, из пробирок – до крупнотоннажных промышленных установок), то в процессе эксплуатации этих самых установок, вопросов к технологии процессов, которые применялись на том же Сублиматном заводе, было ой как немало. Долгое время оставалась актуальной замена небезопасных техопераций и материалов на более приемлемые, а также модернизация и другие.

Кобзарь заочно окончил аспирантуру у Н.П. Курина. К слову сказать, за 4 года обучения ни разу так и не взял «ученический отпуск» для подготовки или сдачи экзаменов…

В конце 60-х начале 70-х годов в стране началось активное внедрение АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическим процессом), которое на таком наукоёмком производстве, как Сублиматный завод просто обязано быть. Параллельно назрел вопрос замены технологии получения гексафторида. Надо сказать, что в части модернизации уже немало сделали А.И. Карелин, Ю.П. Хандорин. И работу эту необходимо было продолжать.

Тогда из Всесоюзного научно-исследовательского института Химических Технологий (Москва) прозвучал один очень показательный вопрос, в котором слышалось недоверие и незнание технико-внедренческого потенциала физико-химиков из Сибири: дескать, вы что, автопилот хотите на крестьянскую телегу поставить?..

На самом деле одной из «горячих» задач была модернизация техпроцесса получения тетрафторида урана. Фторопласта тогда ещё не придумали, а применение плавиковой кислоты вызывало коррозию аппаратуры. Отсюда - утечки и повышенная загазованность. Мало того, вся технологическая цепочка нуждалась в обновлении. За решение взялись, что называется, засучив рукава.

Результат превзошёл ожидания. По итогам этого серьёзного проекта в отрасли было сокращено 4 цеха (в том числе, на СХК) и одно сублиматное производство (в Кирово-Чепецке). Огромный объём работы проделал коллектив единомышленников - представителей ВНИИХТ, Томского политехнического института, Московского химико-технологического института и Сублиматного завода СХК.

В 1978 году Сублиматный завод Сибирского химического комбината, на котором впервые в отрасли была внедрена АСУ ТП, был признан «Производством высокой культуры». За внедрение этой технологии коллективу разработчиков присвоена Государственная Премия СССР. В 90-х, когда объёмы производства резко упали (до 40 процентов от «доперестроечного периода), встал вопрос перехода на наукоёмкую продукцию. В 1994 году Ю.Ф. Кобзарь стал директором Сублиматного завода. С подписанием Межправительственного российско-американского соглашения (Черномырдин-Гор) на СХК в 1995 году была начата большая работа по созданию конверсионных производств.

16 ноября 1996 года на заводе была создана и пущена первая очередь участка фторирования ВОУ (высокообогащённого урана). В последующие годы удалось запустить вторую и третью очереди. Иными словами, и в самые трудные годы Научно-исследовательские и Опытно-конструкторские работы, о которых в иных местах и думать забыли, на заводе, возглавляемом Кобзарем, продолжались.

Мало того, заводской НИОКР даже позволял говорить о некотором поступательном развитии, поскольку на двух (из трёх запущенных и действующих очередей) получали запланированную продукцию, на одной - вырабатывали иной товарный продукт.

По данной тематике на Сублиматном заводе (заметьте(!), не в академическом и не в отраслевом институте, а на действующем предприятии), начиная с конца 90-х годов, было защищено 3 кандидатские диссертации: В.В. Лазарчук (главный инженер СЗ, затем заместитель главного инженера СХК; позднее он же защитил докторскую); А.А. Матвеев (начальник цеха фторирования ВОУ); Р.М. Белялов (заместитель начальника цеха фторирования ВОУ).

По научно-производственной тематике, связанной с профилем Сублиматного завода, защитил докторскую диссертацию и стал лауреатом Государственной Премии легендарный заведующий кафедрой 43, Заслуженный химик РФ, доктор технических наук, профессор Николай Павлович Курин; Заслуженный химик РФ, доцент этой же кафедры Г.Г. Андреев (ныне - профессор).

В 2000 году докторскую диссертацию защитил Ю.Ф. Кобзарь. И, наконец, 27 декабря 2005 года успешно прошла защита докторской диссертации доцента кафедры Т.И Гузеевой. Более 10 соискателей защитились и получили степень кандидата технических наук. Самые тесные отношения установлены заводом с Северской государственной технологической академией, где на сегодняшний день работают выпускники ФТФ ТПИ (ТПУ) А.Н. Жиганов, А.С. Буйновский, В.Л. Софронов, которые также стали докторами технических наук по тематике Сублиматного завода.

Если говорить о научной работе, то сегодня на заводе действует научно- технический совет, в работе которого участвуют все руководители заводских подразделений. На заводе – 6 кандидатов наук, столько же аспирантов и соискателей. Совместно с ФТФ ТПУ ведётся работа по модернизации автоматизированной системы управления технологическим процессом.

Таким образом, наука выходит на действующее производство. А предприятие находит решение прикладных вопросов при непосредственном участии Томского политехнического университета, с которого всё и начиналось.

«Всё это, - считает директор завода, доктор технических наук Юрий Фёдорович Кобзарь, - стало возможным лишь благодаря тому, что на физико- техническом факультете готовят инженеров инновационного типа, о чём свидетельствуют многолетние и взаимообогащающие отношения вуз-завод, в процессе установления которых производственники становятся настоящими учёными, а учёные находят и предлагают неожиданные решения сугубо практических вопросов, которые (наверное, к счастью) ещё встречаются…»

Записал О.Н. Плотников.