Виктор Елгазин вырос в Ленинграде и безмерно гордился своим городом, справедливо считая его самым красивым в мире. Как все мальчишки, он обожал футбол, мечтал о морских путешествиях. Настроение у него в ту июньскую субботу было превосходным - в табеле за 8 класс ни одной тройки, впереди - длинные каникулы с поездкой в Петергоф, Павловск и Гатчину, а в воскресенье вообще знаменательный день - ему впервые было разрешено одному, самостоятельно отправиться на Центральный стадион Ленинграда, где местная футбольная команда должна была сразиться с москвичами. Билет был куплен заблаговременно, и к 9 утра, за час до начала матча, Виктор был у ворот стадиона. Болельщиков собралось видимо-невидимо, но на стадион почему-то не пускали. Неподалёку стояло несколько машин с огромными черными рупорами. Толпа у стадиона становилась всё нетерпеливее, когда из рупоров прозвучала весть о начале войны. Люди, замерев, прослушали речь Молотова и разошлись, поскольку матч, как и другие многочисленные мероприятия, был отменён.
Этот самый длинный день в году и стал началом трудовой и боевой биографии Виктора Елгазина.
Спустя месяц город еще не бомбили, но эвакуация заводов и учреждений уже началась. Отправился в глубокий тыл и завод «Пневматика», на котором работал отец юноши. Этот завод, выпускающий отбойные молотки и бурильные машины для угольной и горно-добывающей промышленности, был направлен в Томск. Уезжали ночью, но было совсем светло. В небе висели аэростаты заграждения, вокзал был покрыт гигантской маскировочной сеткой. На платформах готового к отбытию товарного состава были установлены металлорежущие станки, компрессоры и прочее заводское оборудование, а в нескольких теплушках разместились со своим скарбом работники завода. Семье полагалась одна полка. Путь был долгим, с частыми остановками. Несколько раз состав бомбили, и люди разбегались из вагонов, укрываясь под насыпью и возвращались во временные жилища по длинному свистку паровоза. Поражала высокая, несмотря на трудности, организованность эвакуации, строгая дисциплина, наличие на всём пути следования медпунктов. А навстречу бесконечным потоком шли составы с солдатами и военной техникой. Путь от Ленинграда до Томска занял около 10 дней, полных тревоги. И вот, наконец, Томск. На перроне маленького, но красивого вокзала много встречающих с цветами. Заиграл духовой оркестр, и томичи, держа в руках списки пассажиров и адреса их будущего размещения, кинулись к приезжим. Такой теплой и четко организованной встречи никто не ожидал. У многих на глазах были слезы, люди обнимались, не успев познакомиться.
Всех немедленно развезли к месту жительства, солидно уплотнив местных жителей. В освобожденных для эвакуированных комнатах был необходимый минимум мебели, посуды, электроплиток. На первые 10 дней завод выдал продукты питания, 2 дня были отведены на обустройство. За это время рабочие Томского электромеханического завода установили и опробовали все ленинградские станки.
Работа по выполнению военного заказа - изготовлению легких минометов и мин, началась на четвертый день после прибытия ленинградцев.
Работали в 2 смены, по 12 часов, получали рабочую карточку - 800 г. хлеба в день. Кроме того, в обеденный перерыв каждый получал в заводской столовой порцию жидкого супа и немного гарнира на второе.
Виктору вскоре должно было исполниться 16 лет, и он тоже начал работать, сначала учеником токаря, а затем получил станок и приступил к самостоятельному труду. Через год, параллельно с работой он поступил в так называемый учебный комбинат, который был предназначен для ускоренного прохождения школьной программы - два класса за один год. Совмещать работу с такой учебной нагрузкой было неимоверно трудно, но когда Виктор с другом, сумев уломать военкома и обойти администрацию завода (ведь у обоих была бронь), ушли, наконец, добровольцами в армию, на руках у них были официальные справки об окончании средней школы.
Друзья рвались на фронт, но их, как имеющих среднее образование, направили в военное училище на Восток, и вплоть до демобилизации Виктор Елгазин служил старшим матросом в должности связиста-телефониста в отдельном артиллерийской дивизионе береговой обороны. Они охраняли бухту, примыкающую к важному военному узлу, расположенному в Находке. В составе этого 75-го дивизиона он принимал участие в войне с Японией.
После демобилизации в 1948 году Елгазин вернулся на родной завод, но работал уже технологом, начальником смены. Окончив годичные курсы, получил звание техника узкой специальности, а выполнив дипломный проект, - диплом техника и должность руководителя отдела технической информации и испытаний вновь разрабатываемой горной техники. Испытания проводились на шахтах, так что Виктор объездил буквально все угольные бассейны страны.
Часто приходилось участвовать в расследовании аварий и катастроф. Во время одного из таких расследований министр угольной промышленности особо отметил работу молодого специалиста и спросил, нет ли у него какой-нибудь личной просьбы.
- Хочу учиться, - выдохнул Виктор, -Мне бы на ВИК (высшие инженерные курсы, где специалисты-практики горной промышленности по ускоренной программе, всего за 3 года, получали дипломы инженера). Министр тут же поручил референту дать указание отделу кадров Министерства о выделении Елгазину путевки на ВИК.
Так Виктор стал студентом сначала Свердловского горного, а затем Томского политехнического института, ТПИ он окончил с отличием, выполнив дипломный проект под руководством Алимова - будущего академика. Лауреата Государственной премии СССР, создателя аппарата для бурения в космосе. Учась на втором курсе, Виктор познакомился с Тамарой Могилевской, молодым преподавателем, ведущим занятия по теоретическим основам электротехники. Знакомство переросло в любовь, создалась семья, которой скоро исполнится полвека.
После окончания института Елгазин остался работать сначала на кафедре общей электротехники, а затем на кафедре техники безопасности. Вёл большую научно-исследовательскую работу по разработке системы управления уровнем условий труда промышленных рабочих способами улучшения их здоровья. Самое деятельное участие в этой работе принимала и Тамара Юрьевна. Тема была признана важной и курировалась Министерством и ВЦСПС Разработанный супругами вариант был принят как основной и внедрен на ряде предприятий, в том числе, на Томском ГПЗ-5 (ныне «Ролтом»). С вопросами улучшения условий труда, учетом оригинальных параметров и влиянием их на здоровье человека была связана и кандидатская диссертация Виктора Ивановича. По результатам исследований он выступал на многих кон¬ференциях, опубликовал более 100 научных работ.
Вел Виктор Иванович и большую общественную работу: не один год он был заведующим сектором охраны труда месткома ТПУ, внештатным инструктором охраны труда Обкома Союза высшей школы и Облсовпрофа, несколько лет на общественных началах был ректором Университета охраны труда при Облсовпрофе.
С выходом на пенсию, он не прекратил ни своей общественной работы, ни научных исследований, занимаясь, в основном на общественных началах, проблемами здоровья студентов, их здорового образа жизни.
Виктор Иванович - прекрасный лектор, в совершенстве владеющий ораторским мастерством. Его лекции с удовольствием вспоминает не одно поколение студентов-политехников, Высокая эрудиция, увлеченность наукой, стремление познать ещё что-то новое, умение всегда помочь тем, кто в этом нуждается, не дают юбиляру стареть. И в свои 80 лет он по-прежнему энергичен, полон идей и остается интереснейшим собеседником.
В.Ф.ПАНИН,заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности.