1 декабря 2004 года на заседании Ученого совета ТПУ состоялась ратификация договора о стратегическом партнёрстве между Томским политехническим университетом и Томским научным центром СО РАН. Это комплексный договор, который закрепляет естественное стремление Томского политехнического производить качественные образовательные услуги, знания, научные разработки, что в равной степени следует отнести и к Томскому Научному Центру.
Как следствие этого заметного события, в текущем году были открыты две новые кафедры, одна из них - «Физики высоких технологий в машиностроении», которую возглавил директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН профессор Сергей Григорьевич Псахье.
Накануне дня машиностроителя наш корреспондент поинтересовался, как идут дела у молодой машиностроительной кафедры.
Задача перед создающейся кафедрой поставлена непростая. Нужно в кратчайшие сроки поставить на поток подготовку специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» в рамках магистерской программы 150917 «Физика высоких технологий в машиностроении».
Запросы на подобных специалистов уже формируют руководители предприятий машиностроительного сектора и не только. Рынок труда испытывает явный дефицит в такого рода специалистах. И то, что на этот запрос времени столь активно откликнулся Томский политехнический университет и Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, шаг вполне своевременный и актуальный.
Впрочем, это было только начало. На предложение принять участие в организации перспективной кафедры откликнулись ведущие специалисты академических институтов, доктора и кандидаты наук, работающие на самой передовой создания и развития современных наукоёмких технологий. Все они обладают высоким авторитетом в научном мире, постоянно привлекаются в качестве экспертов профильными промышленными компаниями, в том числе, зарубежными.
Таким образом, ещё до рождения у молодой кафедры уже был серьёзный кадровый потенциал, широкие международные связи, обеспечивающие возможность зарубежных стажировок студентов, аспирантов и магистрантов кафедры в университетах Германии, Словакии, Словении, Южной Кореи, Китая и других.
Это с одной стороны, а с другой - многолетние академические связи с промышленным комплексом страны в потенциале легко позволяют организовать производственные практики на предприятиях машиностроительного профиля, в металлургических компаниях, в Министерстве по атомной энергетике, на Российских железных дорогах, в нефтехимическом и топливно-энергетическом комплексах, а также стажировки в научно-технологических центрах уже названных стран.
В поставленные сроки был сформирован учебный план с соответствующим дисциплинарным наполнением, благо, опыт подобной работы, пусть не у всех здешних преподавателей, но всё же был. Но главное - нужно было набрать студентов на двухуровневую подготовку по профильным направлениям.
«Многие говорили, что это, пожалуй, самая трудная задача из всех тех, что стояли перед нами... - вспоминает события весны этого года доцент кафедры «Физики высоких технологий в машиностроении» Елена Николаевна Коростелёва. - Но мы смело пошли в народ. И на одном из потоков рассказали о себе: кто мы, чем занимаемся, что предполагаем делать... Эффект был совершенно неожиданный. После первой же встречи к нам подошли более 10 человек, которые проявили интерес к нашей магистерской программе.
Информация, по-видимому, разошлась быстро, потому что с просьбой принять в магистратуру обращались даже два студента из ТУСУРа...».
Потом была приёмная кампания. Пришлось много поработать, но итог есть - выполнен план по набору в магистратуру (7 человек), в группу первокурсников набрали 15 «бюджетников», один «целевик» и 5 студентов учатся на договорной основе с оплатой стоимости обучения. Таким образом, к началу учебного года мы подошли в полной боевой готовности. Мало того, здесь даже успели заручиться поддержкой заинтересованных предприятий при прохождении практики и распределении специалистов, которых начала готовить кафедра. В частности, свою заинтересованность в таковых показали ОАО «Российские железные дороги», Рыбинский авиамоторный завод и другие.
Записал О. Николаев.