3 сентября 2005 года исполнилось 65 лет со дня рождения и 40 лет научно-педагогической деятельности доктора химических наук, профессора, Заслуженного химика РФ, Заслуженного деятеля науки республики Бурятия Российской Федерации, Сорововского профессора, Государственного научного стипендиата, действительного члена Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Юрия Александровича Карбаинова.
Ю.А. Карбаинов - выпускник ТПИ 1962 года. В том же, памятном 62-м, он поступает в аспирантуру ТПИ. Так случилось, что его научным руководителем был блестящий учёный, педагог, учитель Армии Генрихович Стромберг.
В 1966 году Карбаинов защищает кандидатскую диссертацию и становится кандидатом химических наук. В 1983 - докторскую. В 1985 году его избирают профессором Томского политехнического института.
В настоящее время профессор Ю.А. Карбаинов - известный электроаналитик, автор свыше 210 научных трудов, 3-х учебных пособий, монографии. Вся трудовая деятельность профессора Карбаинова связана с Томским политехническим.
С 1972 года профессор заведует кафедрой аналитической химии.
С 1983 по 1988 - руководит кафедрой технологии электрохимических производств. В эти же годы он - декан химико-технологического факультета.
С 1988 по 1999 - заведующий объединённой кафедры аналитической химии и технологии электрохимических производств.
В период с 1991-2001 годы Юрий Александрович Карбаинов является председателем диссертационного совета К 063 80 09 при ТПУ.
С 2001 года и по настоящее время он - председатель диссертационного совета Д 212 269 04.
Для научных изысканий профессора Карбаинова характерна глубина теоретической проработки проблемы. Им разработаны теоретические основы инверсионной вольтамперометрии растворов комплексов металлов, теория сопутствующих химических реакций в инверсионной вольтамперометрии, теория инверсионной вольтамперометрии кардиопрепаратов.
Все эти вопросы нашли своё отражение в учебных пособиях «Теоретическая электрохимия», «Методы исследования кинетики электрохимических реакций». Профессор Карбаинов - руководитель научной школы, являющейся частью крупной и широко известной научной школы профессора А.Г. Стромберга.
Благодаря работам профессора Ю.А. Карбаинова, инверсионная воль-тамперометрия в настоящее время рассматривается как высокоэффективный метод аналитического контроля сложных объектов окружающей среды. Одним из перспективных направлений деятельности данной школы является разработка экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий.
Социальнозначимые результаты получены во время изысканий, проведённых под руководством профессора Карбаинова, в области разработки высокочувствительного метода контроля кардиопрепаратов.
Юрий Александрович Карбаинов является председателем проблемного совета по экологии, членом научного совета РАН. Под непосредственным руководством профессора Карбаинова подготовлено 24 кандидата наук и три доктора наук. В настоящее время профессор руководит 11 аспирантами и двумя докторантами.
Семья Карбаиновых, как всякая крестьянская, была многодетной: в поле на пахоте лишних рук не бывает... Младший сын Юрий - 1940, предвоенного, года рождения. А в 1941 отца и старшего сына забрали в армию. На плечах матери остались 9 детей - мал мала меньше...
В годы войны на фронт забрали второго брата. Как жили тогда - страшно вспомнить. Но война оказалась лишь прелюдией следующего испытания -послевоенного лихолетья, Отца (одного из немногих вернувшихся заслуженных солдат) на деревенском сходе избрали председателем колхоза. Зимы, как на грех, стояли лютые.
А земля колхозная, хоть и даровитая, но природа Бурятии такова, что «простую» науку земледелия выводила в ряд совсем непростых занятий. Добавьте к этой арифметике то, что мужиков в колхозе - раз два и обчёлся. Да и те, что есть, войной искалечены. А между тем, за прошедшие четыре года войны поля так бурьяном затянуло, что cмотреть больно. В общем, колхозному председателю, народом избранному, было над чем голову поломать. Но ничего. Наметили строить мельницу. Радио на селе строить - виданое ли дело... Взялись всем миром. Под дождём, в холод и снег. В дырявых сапогах. А то и без них... Мама, которая в одиночку девятерых детей через войну перевела, потерю старшего сына пережившая, в этот злосчастный год не убереглась.На колхозных полях простудилась так, что жар поднялся... Угасла тихо. Как свечечка... Горе это на всех и поделили.
Далеко то лихое время. Но главному оно всех Карбаиновых научило - доброте. А уж славу, почёт, звания они сами себе зарабатывало окончании средней школы в Комсомольске-на-Амуре в 1957 году Юрий Карбаинов отправил документы в Иркутский государственный университет (собирался поступать на юридический факультет). Но по пути в Иркутск в поезде встретил знакомого парня, с которым учились в параллельных классах. Разговорились и решили, что вдвоём начинать студенческую жизнь будет всё-таки надёжнее. В результате, молодой Карбаинов изменил направление с Иркутска на Томск, причём, этот участок «дороги к Знаниям» проехал без билета.
Уже в Томске решил, что будет поступать в Томский политехнический институт. Свой выбор остановил на специальности «Технология пластических масс». Тогда о пластмассах говорили и писали очень много: это, мол, технология будущего. Что пластические массы со временем успешно заменят металл, дерево, стекло, бетон и другие материалы. Одним словом, решил поступать на химико-технологический факультет ТПИ.
Небольшая заминка с документами была исправлена просто: отбил срочную телеграмму в Иркутский госуниверситет с просьбой переслать свои бумаги на адрес приёмной комиссии ТПИ.
Вступительные экзамены сдал, набрав 25 баллов из 25 возможных. Так началась его студенческая жизнь.
Учился настолько успешно, что в весеннем семестре 2 курса был назначен на Ленинскую стипендию. Времена были советские, на «повышенную стипендию» хоть и с трудом, но прожить можно. Ленинская же делала её обладателя несказанно богатым: целых 100 рублей... Однажды химико-технологический факультет избирает Юрия Карбаинова секретарём первичной комсомольской организации факультета. Позднее он будет работать в комитете ВЛКСМ института, в парткоме.
Время было - незабываемое. Годы освоения целинных земель... И у студентов-политехников, согласно разнарядке Горкома КПСС, своя «целина»: «картофельные» кампании. Весной - посадка. Осенью - уборка. Не говоря уже о непременной закладке урожая на овощебазах Томска.
Все эти трудовые десанты были тогда в порядке вещей. Но как ни покажется странным сегодня, тогда они не тяготили. Даже наоборот.
На втором курсе Юрий Карабинов встретил девушку, которую полюбил на всю жизнь. Увидел её на комсомольском собрании второго курса. Она выступала за трибуной с отчётным докладом. «Кто эта девушка? - спросил он. Ему сказали: «Светлана Чугай - секретарь бюро ВЛКСМ курса...» Встреча, как оказалось, стала определяющей. Так судьба связала Светлану Никитичну Чугай (Карбаинова) и Юрия Александровича Карбаинова.
Как человек скромный (назовите, как угодно, «советское воспитание» или природная интеллигентность), Юрий Александрович о себе говорить не станет. Но коллеги его умение заботиться о людях, нивелировать конфликтные ситуации, и тому, что себе профессор Кар-баинов не изменял никогда, даже будучи деканом факультета, тем более, - секретарем партбюро, так вот коллеги, соратники, последователи и ученики все эти редкие и прекрасные свойства своего наставника, которые проявлялись не однажды и во многих ситуациях, очень хорошо знают. Один из эпизодов вспомнила Галина Борисовна Слепченко - научный руководитель научно-исследовательской лаборатории микропримесей кафедры ФАХ:
- В 90-х меня назначили заведующей лабораторией. Я - молодой «завлаб». И так происходит, что Юрия Александровича избирают заведующим кафедрой (моим начальником). До этого момента мы, конечно, знали о существовании друг друга, но по роду службы, так сказать, не пересекались. И вот судьба свела...
Время было «перестроечное». Все вопросы решались в Москве. И вот направляют меня в служебную командировку в столицу. А весь октябрь стоял на удивление тёплый - плюс 15. Так что оделась по-осеннему, Прилетела, походила по родному министерству с вопросами... Решила. Надо возвращаться.
Тогда рейс из Домодедово в Томск прилетал поздно вечером. Но это - полбеды, а вот когда на подлёте к родной томской земле сказали, что «температура за бортом - минус сорок».... Сами понимаете, было отчего впасть в уныние. Одежда-то моя - не по сезону!
Сама с собой обсуждаю ситуацию, Лихорадочно соображаю: ЧТО делать? Звонить домой, чтобы приехали с зимней одеждой?! Приедут, но когда.. .В общем, вхожу в здание аэропорта... И -представить себе не можете! - радости моей не было границ.
Оказывается, Юрий Александрович, что называется, просчитал ситуацию. То бишь, если из этой командировки его «завлаб» и вернётся живой, то - Как минимум! - воспаление лёгких ей обеспечено. Поговорили они со Светланой Никитичной (как я потом узнала),она даже какие-то теплые вещи предлагала. И на машине - в ночь - Юрий Саныч поехал встречать своего работника в Богашёво.
Так что его умение заботиться - многих спасало и спасает...
Доцент кафедры физической и аналитической химии Т.М. Гиндуллина:
-Девизом Юрия Александровича мог бы стать: «Ни дня без уравнений!». Тех самых, описывающих многостадийные электродные процессы, которым он посвящает всю свою научную жизнь... А ещё он пишет стихи. В его научной группе шутят: «Юрий Александрович - лучший электрохимик среди поэтов и лучший поэт среди электрохимиков...»
Его работоспособности можно по-хорошему позавидовать.
Доцент кафедры физической и аналитической химии Е. И. Короткова:
- Юрий Александрович - настоящий Учитель. Всегда поможет, подскажет в решении любых проблем. Особенно
можно выделить такие его качества, как ипломатичность, тактичность, терпение, трудолюбие.
Это проявляется во всем - и в административной работе, и в науке...
Аспирант кафедры физической и аналитической химии Д. Перевезенцева:
- Иногда бывает так: усилий, времени потрачено много, а результата нет... И хочется все бросить. Тогда единственное спасение - Юрий Александрович.
Внимательно всё разберёт. Объяснит: что, как и почему. И вдохновит на дальнейшую работу. После беседы с ним появляется уверенность, желание работать, работать и работать...
Лирический постскриптум
Нам дорого наше общенье,
Мы ностальгией больны.
Встречи теперь - мгновенья,
Разлуки теперь - длинны.
Друзьями и расстаёмся.
Общего много у нас.
Бывает всё: и взорвёмся,
И отходим тотчас.
Всё в нашей жизни естественно,
Как март уходит в апрель,
Бывает сладко - торжественно,
Бывает и слёз - капель.
Но слёзы внутри, невидимки,
Плачут мужчины так.
Открыты мы как картинки,
Сжаты мы как кулак.
Ты и простой и сложный.
Светлой души человек.
Друг мой! Даже возможно
Ты ищешь ещё свой брег...
Ю.А. Карбаинов