В связи с подписанием 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран «Декларации о европейском пространстве для высшего образования» перед российской системой образования возникла новая задача интеграции в общемировое образовательное пространство. Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс позволит добиться конкурентоспособности российских вузов и специалистов не только на европейском, но и на мировом уровне. Это ставит новую задачу и перед воспитательной рабой в вузе: готовить конкурентоспособного специалиста.
Однако участие в Болонском процессе вызывает определенные трудности, связанные с психологией современного студента. В частности, переход на кредитную систему оценок, предоставляющий возможность самостоятельного выбора предметов. Это предполагает наличие самостоятельности студентов и их ответственности за процесс собственного обучения. Если в западной системе образования уже сформированы стимулы для ответственного отношения студентов к выбору специальностей, то в современных российских условиях этого еще нет. Российский студент очень часто не вполне представляет себе будущее место работы и необходимость предметов, знания по которым могут быть востребованы. Здесь решающую роль может сыграть куратор, однако кураторская помощь будет эффективной лишь в определенной системе воспитательной работы, которая пока еще только лишь формируется. В нашем университете уже имеют место эксперименты по кредитной системе оценок (ЭЛТИ, АВТФ), там же делаются первые шаги кураторами в новых условиях обучения.
Воспитательная работа, которая должна развиваться в русле модернизации Российской системы образования, по своим задачам вполне соответствует принципам, выдвинутым Болонским процессом. Это ставит перед нами задачу соотнесения этих принципов с практикой воспитательной работы.
В частности, принцип автономии вуза понимается в сочетании с ответственностью, что соответствует направлению воспитательной работы на формирование такого специалиста, который мог бы сочетать самостоятельность с ответственностью. Ответственность высшего образования перед обществом в соответствии с принципами Болонского процесса заключается в том, что оно гарантирует открытый доступ как к достепенному, так и послестепенному обучению, обеспечивающему образование для развития личности и обучения в течение всей жизни; способствующему развитию гражданственности и социальной востребованности не только краткосрочной, но и долгосрочной. Реализация этого принципа соответствует проводимой в российской системе образования воспитательной работе.
На современную российскую систему воспитания в вузе негативно влияет тенденция подмены образовательных задач коммерческими. Однако одним из важных положений Болонского движения является недопустимость сведения здоровой конкуренции в образовательной среде к концепции коммерции, что представляется чрезвычайно актуальным в современных российских условиях.
Кураторы могут органично дополнить деятельность преподавателей, ориентируя студентов на индивидуальную научную работу. Это также отвечает принципу Болонского движения, заключающемуся в том, что образование должно быть основано на научных исследованиях.
Важным принципом Болонского движения является сочетание разнообразия языков, национальных систем, типов институтов, ориентации профилей подготовки и учебных планов и конвергенции, предполагающее сближение систем образования и их открытость, преодолевающую национальные границы. Все это важно для понимания задачи воспитания в российской системе образования, учитывающей ориентацию на сохранение собственных научных школ и традиций с повышением конкурентоспособности выпускаемых специалистов и конвертируемости российских дипломов. Это требует коренного перелома в психологии студента, переориентацию его на перспективное видение своего будущего с учетом общемировых тенденций развития. Данная задача требует нового подхода к требованиям качества образования, предъявляемым как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. В этих условиях кураторы могут способствовать осознанию студентами необходимости качественного образования.
Болонское движение направлено на повышение мобильности образовательных процессов путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения студентов и преподавателей. Это предполагает содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Такое содействие предполагает воспитание современного студенчества в соответствии с целями построения гражданского общества в стране.
Только через воспитание молодого поколения на демократических началах можно создать социальную основу демократического строя, реализации демократических свобод. Проведение демократических преобразований во всех сферах жизни российского общества имеет своей целью обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов. Для эффективной деятельности становится очень важной ориентация студенческой молодежи на успех, на социальную активность. Стратегическая ориентация на достижение успеха в жизни всегда, так или иначе, связана с более конкретными целями, которые определяют смысл деятельности. Только очень небольшая часть студентов, как показывают социологические опросы (в т.ч. в ТПУ), наряду с карьерными устремлениями высказывают желание стать и людьми высокой культуры. Очевидно, что в вузах необходимы поиск и реализация эффективных форм и методов работы по осознанию студентами значимости духовных и культурных ценностей и созданию условий для их целенаправленного освоения.
Таким образом, в условиях решения задач интеграции в общемировое образовательное пространство актуальность и значимость воспитательной работы в условиях вузовского социума не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
О.А.НИКИФОРОВА,
начальник отдела организации ВР ТПУ.