Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Сохранить и приумножить славу политехнического...»

Студенты ТПУ встретились с профессором, ректором ТПИ 1981-1990 годов Иваном Петровичем ЧУЧАЛИНЫМ и взяли у него интервью.

- Иван Петрович, расскажите о том времени, когда Вы были молодым. Чем Ваше поколение отличалось от сегодняшних студентов?

- Студентом я стал в 1946 году. Недоучившись в 10 классе, я отправился на фронт, вернулся оттуда в декабре 1945 года. Мне не было еще 18-ти лет, когда я был ранен. В армии я служил в частях связи, прошел военные курсы радиотелеграфистов, служил в Австрии - в Бадене, в отдельном полку.

Будучи связистом, я почувствовал разницу между простым солдатом и солдатом-связистом. Последних называли \"интеллигенцией Красной Армии\". Радиотехника мне понравилась и я захотел поступить в Московский институт связи. Вернувшись домой, я встретил школьного товарища, и он мне посоветовал поступать в Томский политехнический институт. Поскольку моя семья большого достатка не имела, отец посоветовал поехать в Томск, ведь он был ближе, жизнь здесь была дешевле, а главное, специальность, которая меня интересовала, в ТПИ была, и я передумал ехать за тридевять земель. Так и поступил в политехнический.

Экзамены сдал сравнительно легко и почти все на \"отлично\", кроме немецкого и математики. Немецкий язык в школе я учил только в пятом и девятом классах, а математику устно сдал на четверку только потому, что преподаватель не поверила, что после армии можно так знать этот предмет. В нашей группе учились те, кто уже отслужил в армии, часть ребят работала во время войны, и только несколько человек пришли в вуз после 10-го класса. Ребята в группе были разными, но большинство из них - серьезными, а желание учиться было у всех колоссальным. Мы очень мало пропускали занятий. Первые два курса я проучился на ЭФФ.

В 1950 году был организован ФТФ, на который лучших студентов набирали со всего ТПИ. Я перешел учиться на этот факультет и стал старостой группы 066. Могу сказать, что из 17 парней (тогда девушек на ФТФ не брали) 12 закончили с отличием. Я этим горжусь, потому что могу честно сказать - от меня, как от старосты группы, многое зависело.

Впоследствии я много лет преподавал и могу сравнить, что в разное время студенты менялись и менялось их отношение к учебе. Если после войны у ребят было, как правило, огромное желание учиться, то спустя 10 лет желание это поутихло.

Если родители были богатые и присылали хорошие деньги, то редко, кто хорошо учился, такие студенты вели просто веселую жизнь. А если помощи из дома ждать не приходилось, и студент жил на одну стипендию, то он старался учиться хорошо. На мой взгляд, сегодня молодые люди стали более практичными, заботятся о получении не только диплома, но и знаний, а в дальнейшем хорошей работы.

Не нравится мне стремление к тому, что называется \"каждый сам за себя\", в мое время, наоборот, преобладал коллективизм, было желание помогать тому, кто рядом. Сейчас такое встречается редко.

- Иван Петрович, расскажите, как Вы стали ректором? Вас назначили или выбрали? Какие первые эмоции Вы испытали во время назначения?

- Я уже 10 лет был директором НИИ ядерной физики, когда меня пригласили в обком партии и сказали, что есть мнение предложить партийной организации ТПИ избрать меня секретарем партийного комитета. Для меня это было неожиданно, поскольку я еще к тому времени не закончил докторскую диссертацию. Мне пришлось согласиться. В 1970 году меня избрали секретарем парткома ТПИ, тогда в партийной организации ТПИ было более тысячи коммунистов.

В 1972 году вызвали в обком партии и сказали, что меня рекомендуют на должность ректора ТИАСУРа (сейчас ТУСУР). Я говорил, что у меня слишком мало опыта педагогической работы, и занятия я вел со студентами, только обучаясь в аспирантуре, при прохождении практики. Несмотря на возражения, меня назначили без всяких выборов. Устроили собрание преподавателей и научных сотрудников ТИАСУРа и представили коллективу. В 1981 году я был переведен из ТИАСУРа в ректоры ТПИ. Точно так же сказали, что есть мнение меня рекомендовать в ректоры ТПИ и вернуть в родной для меня политехнический институт.

- Какие чувства Вы испытывали? Хотелось менять ТИАСУР на ТПИ?

- Честно говоря, не слишком хотелось, хоть я и настоящий политехник. Дело в том, что ТИАСУР был специализированным вузом. Студентов в нем на дневном отделении было немногим более двух тысяч человек. Немного было и научных сотрудников, лаборантов и обслуживающего персонала. Управлять было легче, вуз маленький, я всех преподавателей знал в лицо, большинство по имени и отчеству. С масштабами политехнического института я был знаком в качестве секретаря парткома. Тогда в ТПИ было примерно 12 тысяч студентов на дневном отделении, 13 студенческих общежитий, около 20 учебных корпусов и 90 жилых домов на балансе. Причем все они были старые и деревянные, большинство в аварийном состоянии, во многих домах уже не жили сотрудники ТПИ, а жили совершенно другие люди. Предстояла тяжелая работа по расселению бараков и аварийных домов, что было очень трудно, потому что выселять людей, практически ничего хорошего им не предлагая, - это очень тяжело и ответственно.

- В чем состояла основная сложность в Вашей работе ректором ТПИ?

- Я был ректором ТПИ девять с половиной лет (с января 1981 года по июнь 1990 года). За это время мы много успели построить: спортивный комплекс на Карпова, стадион на Южной, много жилых домов для сотрудников. Продолжили строить общежития, возвели новый студенческий дом на Аркадия Иванова.

Сложность в работе ректора ТПИ состояла в том, что хоть я и знал всех профессоров и доцентов института лично, к сожалению физически не имел возможности быть в курсе дел простых преподавателей и сотрудников, поскольку их тогда в политехническом было более тысячи. И “дойти до каждого” не получалось. Став ректором, я начал с того, что посетил факультеты, кафедры, познакомился со всеми деканами и сотрудниками.

- Как вы относитесь к сегодняшним выборам ректора ТПУ? Правильно это, или лучше, когда ректор назначался?

- Я думаю, это правильно, что ректор сейчас выбирается. Тогда он чувствует, что его избирает определенный коллектив, чувствует больше ответственности перед сотрудниками, которые его выбрали, получает доверие коллектива.

- Иван Петрович, скажите, каким по Вашему мнению, должен быть ректор ТПУ? Какими качествами он должен обладать?

- Лучше всего, чтобы ректор был не со “стороны”, а работал в вузе, был знаком с университетом, имел опыт работы. Ректор должен знать основной состав преподавателей, деканов, заведующих кафедрами, чтить традиции университета. Это очень важно. Если говорить о человеческих качествах, то должна быть доброта к людям, как и в любом человеке, желание понять их проблемы. Ну и, конечно, надо быть требовательным.

Думаю, что сейчас для вновь выбранного ректора основная цель будет состоять в том, чтобы сохранить сложившиеся хорошие традиции, богатый потенциал и славу Томского политехнического университета. Поэтому я желаю будущему ректору сохранить и приумножить славу ТПУ.

Материал подготовлен Вениамином КИЗЕЕЕВЫМ и Марией ИШУТИНОЙ.