Не только многочисленные месторождения оставили потомкам томские и сибирские геологи. И не только множество зданий и сооружений, великолепных \"машин для жилья и производства\", которые буквально опираются на фундаменты, заложенные с помощью геологической науки.
И, наконец, не только сведения об окружающей нас среде, о строении и жизни нашего дома, нашей планеты Земля, - тех сведений, без которых невозможно существование главнейшей науки будущего - экологии.
Наш труд воплотился и в миллионы страниц толстых отчетов, научных статей и солидных монографий, хранящихся на полках библиотек и стеллажах фондов и архивов.
О геологах XX века будут рассказывать потомкам картины и рисунки наших коллег. О нашем вековом звездном пути повествуют и многочисленные фотографии. Только очень небольшую часть этого наследия удалось показать на страницах наших книг.
А сколько написано геологами рассказов, повестей, стихов и очерков! В них присутствует и поэзия поиска (а каждый геолог - поэт, хотя бы в душе), и радость открытий (а каждый геолог в той или иной мере первооткрыватель), и то, что мы называем \"романтикой нехоженых троп\".
В бесхитростных произведениях невооруженным глазом видна эмоциональная подкладка, сопровождающая профессию. Тут и скрупулезно выверенные данные о проведенных исследованиях, и были - реальные воспоминания, а рядом байки о веселой, в общем-то, жизни, и просто талантливо-романтические стихи. Здорово, что такая книга-отчет опубликована. Останется память о тех, кто стоял в первых рядах у каждого месторождения, высек первую искру в темноте незнания, своим трудом и умом разжег из этой искры пламя.
Подобные книги издаются не только в Кузбассе. На библиотечных полках не залеживаются тонкие и толстые сборники наших геологов - поэтов и прозаиков, изданные в Томске и Новосибирске, Кызыле и Красноярске, в Москве, Чите и в других городах. Обложки некоторых из них показаны рядом.
Все они убедительно и свидетельствуют, что в геологии есть место и суровой будничной прозе, и романтичной поэтике.
Федор БАКШТ.