Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ НАСТУПИВШЕГО ВЕКА

В прошлом номере газеты мы информировали читателей о том, что в НТВ ТПУ поступил сборник работ профессора РГУ нефти и газа им. Губкина Г.М. Сорокина «Проблемы вузовского воспитания студентов» (Москва, из-во «Недра», 2002 г.). Автор предлагает для обсуждения рекомендации по улучшению качества педагогического процесса и методики организации воспитательной работы в вузах. Сегодня окончание публикации. Отклики на сборник были бы интересны редакции.

Большое видится на расстояиьи...
С. Есенин (Окончание. Начало в номере 1).

Пресса, некогда оказывающая огромное влияние на воспитание молодежи, утратила доверие по причине сочинительства небылиц и надуманных прогнозов; все сюжеты, как правило, зарождались в треугольнике «белый дом» — Дума — Кремль.

Информация о производственно-хозяйственной жизни России исчезла со страниц газет. Художественная литература в прежних объемах и соответствующего содержания перестала играть воспитательную роль; театр, всегда привлекавший молодежь, оказался в положении просителя, а его ранее наработанный репертуар существенно сократился или вообще был снят с плановой программы.

Преждевременный уход из жизни великих мастеров пера и сцены, таких, как Л. Леонов, В. Солоухин, В. Тендряков, Ф, Абрамов, П. Проскурин, А. Ананьев, С. Залыгин, В. Астафьев, Ю. Нагибин, Р. Рождественский, И. Смоктуновский, А. Миронов, Е. Евстигнеев, А. Папанов, Р. Быков, М. Глузский, В. Санаев, О. Ефремов и многих других, сделал наш духовный мир беднее, образовалась ничем не восполнимая пустота. Мы все еще с грустью бродим по обломкам здорового романтизма.

Известные киностудии прекратили свою деятельность; на экраны кинотеатров и телевидения хлынул мутный поток откровенной чернухи, преимущественно запредельная пошлость, замешанная на разврате и животном истреблении людей; насилие, убийство, грабежи, бандитизм в самых изощренных формах и приемах. Это не могло не сказаться на обстановке в стране. Появились новые малопонятные путающие понятия: киллер, сутенер, вор в законе, ночные бабочки и еще многое из того, что стало заполнять образовавшуюся в обществе духовную пустоту.

В столице великого государства, всегда отличавшейся низкой преступностью, жить стало небезопасно; участились взрывы в метро, городском транспорте, уличных переходах, подъездах жилых домов.

Брошенный в 90-е годы популистский призыв «Свободу прессе, пресса без цензуры» привел к вседозволенности. Художественная литература советского периода, хорошо известная читателям и имевшая в свое время огромное воспитательное влияние на студенческую молодежь, утратила былое значение по причине малозначительности оставшихся в живых и способных писать известных писателей и появления нового направления, хотя большинством читателей не признаваемого, так называемого авангардизма и абсурдизма.

Сегодня при наличии собственных денег или спонсоров можно опубликовать что угодно — любую запредельную заумь, надуманную пошлятину, омерзительную порнографию, дикие кровожадные побоища людей при семейных и иных разборках, вплоть до поедания собственных детей. Под влиянием этого, никем не контролируемого аморального потока низкопробного, далекого от норм художественной литературы сочинительства духовная основа молодого поколения и значительной части общества сильно пошатнулась, она стала разобщенной, агрессивной на всех уровнях жизни людей, пребывающих в «вечной мерзлоте» неверия и недоверия. Для некоторых молодых людей духовная основа жизни становится необязательной; многие из них предпочитают пройти по жизни налегке, в бездуховном режиме.

Аморальность все больше прогрессирует и грозит стать натурой части людей и сутью их быта. То же самое можно сказать и о фильмах, снятых по сценариям форменной бездари из ряда все тех же «писателей».

То, что происходит на эстраде, очень точно определил известный композитор Тихон Хренников: это в подавляющем большинстве «мусор», и многие передачи телевидения вполне подходят под это определение.

У тех, кто видит «жизни этой вечер», возникает впечатление, что есть силы, имеющие большие средства и возможности добиться цели не только основательнее развалить, развратить, парализовать нормальную жизнь в это смутное время в России, но и, что самое главное, подорвать неокрепшую психологию молодежи, убить в людях веру в перспективу, в честную и порядочную жизнь в нашей стране.

Всё это пережили школа и ее учащиеся не без влияния на учителей. Что приобрели школьники за годы обучения в школе в духовном плане и что потеряли? Если подытожить годы обучения по их влиянию на формирование психологии, убеждений, характера молодых людей, то значимость приобретений будет уступать потерям.

Начиная с 90-х годов разноголосая, крикливая, пристрастно-язвительная пресса служила панихиду прошлому нашего государства, не стесняясь в выражениях, охаивала все, глумливо уверяя читателей, что страна, в которой жили и работали мы, наши отцы и деды, была во всех отношениях самой худшей в мире, все было плохо и только теперь наступило время расцвета и благоденствия для всех без исключения.

Все былые нравственные ценности, десятилетиями выращенные и закрепившиеся в сознании молодых людей, были демонстративно сброшены со своих пьедесталов и под улюлюканье резвых сочинителей затоптаны в грязь надуманной клеветы и наглого обмана. В сознании молодых людей образовались сомнения, страх, неверие и духовная пустота, которая заполнялась красочными легендами о торжестве частной собственности, свободы предпринимательства, раскрепощения, освобождения от любых обязательств перед обществом, государством, коллективом и даже семьей, Школа спешно и непродуманно меняла программы обучения, особенно это касается литературы и истории нашего государства; исключалось много ценного, полезного для формирования мышления учащихся.

Примерно в такой психологической и бытовой обстановке прошли все школьные годы поступивших в наш университет бывших школьников. Но все-таки за годы своей безрадостной, тревожной молодости они не разлюбили государство, где жили их отцы и где они сами родились. В то же время они не смогли полюбить новое, при котором прошли их школьные годы, по причине неопределенности и сомнительности многих нововведений, не принимаемых большей частью народа. Эта психологическая раздвоенность осталась еще в сознании молодых людей; они так и не уяснили для себя: кого же в этом мире любить, кого ненавидеть; они утвердились только в том, что «нет правды на земле и в небесах, нет друга на земле и выше...».

Основной принцип вчерашних школьников — стойкое недоверие ко всему и всем; они понимают, что в мире этого дикого капитализма можно рассчитывать только на себя, государство не поможет, как оно не сумело помочь больным и престарелым пенсионерам, ветеранам войны и труда, которые живут за чертой бедности и которых в общей сложности около 40 млн. человек. Известно, что такие условия послужили причиной небывало высокой смертности: число россиян ежегодно сокращается более чем на 1 млн. человек. Эта оценка была необходима для того, чтобы при обсуждении методов идеологического воспитания студентов наши педагоги не считали, что к ним на занятия придут все те же студенты, какими они были в 1950-1990 гг. Тех скромных, доверчиво-восприимчивых, почтительных, чистых мальчиков и девочек, готовых ловить каждое слово педагога и без сомнения верить ему как бесспорному авторитету, сегодня в студенческой аудитории мало. Пришли другие люди. За 10 лет они прожили сложную, психологически трудную, не всегда понятную и объяснимую жизнь. Познали больше своих предшественников, но меньше приобрели для собственной душевной убежденности в своей возможной перспективе. У них иная психология и иное мировоззрение, свои секреты невинной молодости они давно «рассекретили» и могут утверждать словами поэта: «Не таинственны нам другие, да и мы не таинственны им...».

Для студентов наших дней типичны социальное различие и психологическая непохожесть. Они живут в несопоставимо разных условиях материального обеспечения и по-разному видят свою перспективу после окончания вуза. Одни учебу в вузе вынуждены совмещать с работой, чтобы обеспечить элементарные условия существования, другие приезжают на занятия в вуз на собственном «Мерседесе» с персональным телефоном, или их привозят слуги родителей. Кто-то после окончания вуза вернется к родителям на Сахалине и продолжит работать нефтяником, как его родители; другие видят зарубежные прелести как бесспорную реальность с персональной виллой на берегу Лазурного моря.

Приведенную часть фактов нельзя не учитывать; такова пестрая, суровая и пока еще трудно поправимая реальность наших дней. В истории высшей школы никогда не было того, чтобы даже немногие студенты, независимо от должностного положения их родителей, по своему материальному положению и условиям полного жизнеобеспечения находились в более благоприятном положении, чем их педагоги, тем более профессора. Сейчас это имеет место, далеко не редкость, когда, еще будучи студентами, молодые люди уже во всех формах жизнеобеспечения многократно превзошли своих педагогов любого ранга. Нетрудно представить психологию таких студентов и их отношение к высшей школе и к людям, посвятившим всю свою жизнь этой трудной и, как всегда считалось, благородной профессии - сеять разумное, доброе, вечное.

Организация воспитательной работы в вузах чрезвычайно усложнилась тем, что вся страна в условиях «дикого рынка» живет по законам коррупции, грабежа, насилия, убийства.

Философия зарубежного кинематографа, оттеснившая наше высоконравственное кино, проповедует мораль сильного, учит прежде всего побеждать, а точнее, убивать - это главное нравственное содержание современного человека. Многие из этих принципов наша молодежь уже усвоила и практикует в своем поведении в обществе. По этим и многим другим, не названным причинам, идеология, формы и методы воспитания студенческой молодежи наших дней должны быть иные, адекватно учитывающие пеструю разноликость слушателей, но как строить их - проблема особая и очень сложная, тем более, что растет поколение, потерявшее нравственные ориентиры.

Очередное заседание Совета кураторов состоится 10.02.2004 г. в Актовом зале гл.к. Тема: «Итоги работы кураторов в 1 семестре».