Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Денежки-копеечки

Олег Плотников

Бюджетный – рассмотрел первый в этом году Учёный совет. Члены Ученого совета ТПУ оценили «Исполнение бюджета 2010 года» и «Проект бюджета Томского политехнического университета на 2011 год». Работу открыло сообщение проректора по финансово-экономической деятельности Галины Барышевой, которой по принятии главного финансового документа ТПУ корреспондент «ЗК» задал несколько вопросов:

Корр.: - Какие основные выводы можно сделать по исполнению Бюджета-2010?

- Не смотря на то, что бюджет 2010 года был крайне напряжённым, не смотря на кризисные явления в экономике, которые не позволяют предприятиям формировать свои бюджеты развития, а университету, в свою очередь, заключать в планируемых объемах хозяйственные договоры и привлекать внебюджетные средства, политехники мобилизовали все свои силы и в целом план выполнили.

Добавлю, что исполнение Бюджета-2010 совпало с реорганизацией структурных подразделений в университете, которая де-факто началась в середине года, это прибавило напряженности в работе коллектива. И всё же…

В общем и целом консолидированный бюджет в абсолютных цифрах составил 4 млрд. 299 млн рублей. Политехники впервые преодолели четырехмиллиардный рубеж! План выполнен на 103 %. По сравнению с фактом 2009 года дополнительно привлечено 466 млн рублей. Не для сравнения, а просто, чтобы был понятен порядок цифр: исполненная доходная часть бюджета г. Томска за тот же период составила немногим более 9 млрд. рублей. То есть бюджет ТПУ соотносим с бюджетом целого города…

Привлечены дополнительные денежные средства по Постановлению № 218, № 219, № 220, ФЦП «Ядерная безопасность» в размере 196,5 млн рублей. Радует, что в 2010 году удалось добиться дополнительного бюджетного финансирования в размере 341 млн руб., в том числе на оплату коммунальных услуг и стипендии студентам.

Всё это позволило подразделениям университета обеспечить воспроизводство учебной, научной, социальной сфер деятельности, увеличить среднюю заработную плату по сравнению с 2009 годом на 11% до 30 831 рублей в месяц (ППС до 45 011 рублей в месяц), осуществить социальную поддержку студентов и сотрудников в объеме 67,8 млн рублей, дополнительно стимулировать труд ассистентов.

Благодаря слаженной работе по организации конкурсных процедур в рамках ФЗ-94 в 2010 году сложившаяся экономия денежных средств составила более 36 млн рублей, что позволило использовать их на дополнительное финансирование университетских проектов.

Корр.: - А что касается трудностей выполнения плана привлечения внебюджетных средств?

- Существенное невыполнение плановых показателей допущено по дополнительным платным образовательным услугам и по хоздоговорам и контрактам в рамках научной деятельности сотрудников университета. Это самые трудные на сегодняшний день позиции по формированию внебюджетных средств. В привлечении внебюджетных средств по хоздоговорам и контрактам с задачей справились только три подразделения из 14-ти – ИПР, ЭНИН, ИИП.

Суммарный план привлечения внебюджетных средств выполнили только 4 учебных подразделения: ЭНИН (Ю.С. Боровиков), ИДО (С.И. Качин), ИДНО (Д.Г. Демянюк), ФФК (В.И. Андреев.). Наибольшее отставание по привлечению внебюджетных средств по всем видам деятельности допустили вновь образованные научно-образовательные институты, частично это связано с переходным периодом.

Следует также отметить слабый контроль руководителей подразделений за своевременным возмещением затрат по обучению студентов на договорной основе (задолженность на 01.01.2011 г. составила 20,9 млн рублей).

В общем, есть над чем подумать. Не случайно следующий за принятием Бюджета-2011 ректорат был посвящён анализу резервов и скрытых возможностей, о которых докладывали проректоры-директора институтов.

Корр.: – Члены Учёного совета отметили ряд нововведений при составлении Бюджета-2011, новый документ даже внешне отличается от принимавшихся ранее планов.

– Это действительно так. Я назову пять принципиальных отличий принятого нового Бюджета-2011, по которому нам предстоит жить, от предыдущих бюджетных планов:

1. Впервые бюджет составлен в режиме скользящей трехлетки – на текущий 2011 год и плановый период 2012, 2013 гг.. Среднесрочное бюджетирование направлено на повышение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности вуза.

2. По-новому была организована процедура планирования: создан бюджетный комитет, в который вошли представители различных структурных подразделений. «Архитектура» и принципы построения нового бюджета были рассмотрены бюджетным комитетом и приняты на заседании ректората за три месяца до представления бюджета.

3. До утверждения нового бюджета финансово-экономическим управлением в соответствии с решением расширенного заседания ректората ТПУ от 13.09.2010 г. была разработана Программа ТПУ по повышению эффективности бюджетных и внебюджетных расходов на период до 2013 года. Утвержден план организационных мероприятий на 2011 год по ее реализации.

4. Принципиально по-новому представлена функциональная структура расходов по направлениям деятельности. Теперь все направления деятельности рассматриваем как развитие университета. Нет искусственного их деления на «функционирование» и «развитие». Отдельной строкой в бюджете выделяются только проекты программ инновационного развития (ПИР). Финансирование текущей деятельности запланировано в объёме 4018,6 млн рублей. На финансирование проектов ПИР заложено 950,3 млн рублей или 19%. Удельный вес образовательной и научной деятельности с учетом их международной составляющей – соответственно 39,6% и 31,1%. В 2012 и 2013 годах планируется заметный рост удельного веса научной деятельности в структуре расходов по сравнению с другими направлениями, а также снижение расходов по управлению университетом до 11%.

5. Разработана новая концепция бюджета – максимальной открытости и прозрачности. Детально представлена ведомственная структура расходов по каждому направлению деятельности в разрезе расходных обязательств и источников финансирования по финансированию текущей деятельности и отдельно по финансированию проектов ПИР. В таком же разрезе впервые представлены сметы расходов всех структурных подразделений университета, в том числе и внебюджета на 2011 год. Бюджетный комитет исходил из того, что с получением ТПУ статуса «новое бюджетное учреждение» план финансово-хозяйственной деятельности будет размещён на сайте. Поэтому, проделав огромную работу, мы заранее расписали бюджет по всем источникам, уже сегодня их 18.

Корр.: – В чем заключается основной момент в преемственности предыдущего и нового бюджета?

– Бюджет ТПУ на 2011 год, также как и бюджет 2010 года, определён в соответствии с Программой развития ТПУ как Национального исследовательского университета, где заданы показатели, отступать от которых в доходной части мы не имеем морального права. Общие доходы по НИУ спланированы в объёме 4918,5 млн рублей. Доходы консолидированного бюджета на 2011 год – 4969 млн рублей. Как видим, разница заложена небольшая.

Одним из основных индексов выполнения Программы является соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования в консолидированном бюджете ТПУ (45,2%), планируем чуть больше. Основная нагрузка в структуре плановых консолидированных бюджетов в 2012 (5450 млн рублей) и 2013 (6100 млн рублей) годах ляжет на внебюджетные средства. Значительно увеличится софинансирование по Программе НИУ: до 280 млн руб. и 480 млн руб. по годам соответственно. Следует отметить, что в 2011 году университет также берет на себя обязательства по финансированию целевых мероприятий социальной направленности: модернизация спортивных объектов, оздоровление сотрудников университета, установка новых лифтов в общежитиях, кадровый резерв, фонд социальной защиты, материальная помощь пенсионерам, фонд материального поощрения, надбавка Ученого совета.

Корр.: – Как в целом выглядит динамика Консолидированного бюджета университета?

– Динамика представлена с учетом того, что дополнительные поступления по всем федеральным целевым программам рассматриваем как дополнительное привлечение в университет денежных средств. С 2006 года Консолидированный бюджет ТПУ практически удвоился.

Не могу не поблагодарить от ректората и от себя лично весь коллектив университета, профессорско-преподавательский состав, научных работников и сотрудников всех служб университета с завершением важного и трудного этапа!

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

– О справедливом планировании привлечения внебюджетных средств говорят всегда, – резюмировал работу Учёного совета ректор ТПУ Пётр Савельевич Чубик, – когда формируется план. Никто и никогда не приходил с просьбой его увеличить. Все всегда просят – уменьшить. Я готов согласиться с тем, что нет еще четкого научно-обоснованного алгоритма составления планов привлечения внебюджетных средств для каждого структурного подразделения университета, и над этим надо поработать. Но ещё раз подчеркну: всякий раз при нашем «неправильном» планировании в конце года вдруг происходит чудо: мы ВЫПОЛНЯЕМ план по доходной части консолидированного бюджета… Я не знаю, КАК это происходит.

Но если мы не будем ставить перед собой высоких целей и задавать таких жёстких планов, то я уверяю вас, чуда не произойдёт.