Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вот так всё и успевает

История Томского политехнического университета неразрывно связана с именами профессоров и преподавателей, трудившихся на его благо. Не одна семейная династия оставила свой след в летописи университета. Преемственность в науке у политехников давно стала доброй традицией.

- С политехническим меня связывает целая история, - рассказывает Екатерина Иванкина. - Здесь работали мои дедушка, бабушка, папа, работает мама, учился мой брат. У меня, безусловно, были варианты, куда пойти поступать после школы, но я выбрала ТПУ.

Дедушка Екатерины, Георгий Алексеевич, известный в университете геолог. Под его руководством в Хакасии был создан полигон для геологической практики студентов. Бабушка, Мария Степановна, работала на кафедре общей физики, папа, Алексей Георгиевич, тоже был связан с политехническим университетом, работая преподавателем кафедры информационно-измерительной техники, но в сложные 90-е ушел из университета. Мама, Любовь Ивановна, работает на кафедре социологии, психологии и права. Брат Илья окончил ИЭФ.

Катя Иванкина тоже решила стать экономистом и в 1999 году поступила на инженерно-экономический факультет, который с отличием окончила в 2005 году. Сейчас Екатерина обучается в аспирантуре на кафедре экономики и думает о карьере преподавателя.

- Екатерина, скажите, когда Вы начали заниматься научной деятельностью?

- Потихоньку начала еще на первом курсе: писала статьи, участвовала в конференциях и олимпиадах. Плотнее стала работать на третьем году обучения под руководством замечательного преподавателя Любови Ивановны Гавриленко. Она же руководила моей бакалаврской работой и магистерской диссертацией. Сейчас, обучаясь в аспирантуре, активно сотрудничаю со своим научным руководителем Ольгой Юрьевной Корневой. У нас замечательные взаимоотношения, мы понимаем друг друга. Ольга Юрьевна выслушивает меня, помогает найти логические связи, что-то еще привнести в мою работу. Работаем продуктивно. Большую роль в моем становлении как ученого играет Юрий Сергеевич Нехорошев. Это яркая личность и большой ученый нашего времени, общение с которым для меня, безусловно, является уникальной возможностью перенять хотя бы часть его богатого опыта.

О роли родителей в ее научной деятельности Катя Иванкина говорит с улыбкой. Они всегда относились к дочери либерально, предоставляя ей возможность делать выбор самой.

- Меня никогда не заставляли заниматься наукой, я сама сделала этот выбор. Сейчас мне очень помогает мама. Два года назад она защитила докторскую диссертацию. Поэтому за любым советом по научным вопросам я сразу обращаюсь к ней, к тому же у нас темы несколько перекликаются. Можно сказать, что мама стала моим неофициальным научным консультантом.

- Что Вас стимулирует на занятие научной деятельностью? Что помогает?

- В науке важно упорство, поскольку необходимо \"копать и копать\", пока не найдешь что-то действительно интересное и новое. На мой взгляд, наука развивает человека в общем плане. Ты учишься искать взаимосвязи, видеть подводные камни, начинаешь мыслить разностороннее и масштабнее. То, что надо быть усидчивой и упорной - это главное. У меня не всегда хватает усидчивости, потому это качество мне приходится в себе развивать.

И у Екатерины это, безусловно, получается. За последние три года она преуспела не только в науке: окончила курсы немецкого языка в институте им. Гёте при ТПУ, получила диплом с отличием и присвоением квалификации \"Преподаватель высшей школы\" в Институте инженерной педагогике и успешно прошла обучение в Институте дополнительного образования ТУСУРа по образовательной программе \"Современные методы и технологии управления компанией. Реинжиниринг бизнес-процессов\". В рамках научной деятельности она занимается проблемами, непосредственно связанными с темой ее диссертации \"Доступность и качество системы высшего профессионального образования и образовательный кредит\".

- Сейчас система образования меняется, идет её реформирование в плане объединения вузов, сокращения их количества. В связи с этим проблемы качества и доступности высшего образования становятся еще более актуальными. Кроме того, наше государство проводит экспериментальную программу по образовательному кредитованию. Выделено 112 вузов, которые участвуют в этой программе, в их числе Томский политехнический, госуниверситет и педагогический. Так что моя диссертационная тема сегодня весьма актуальна. Поскольку моя тема непосредственно связана с мнением общества, с тем, как оно воспринимает и оценивает доступность образования, качество образования, что для людей на первом месте: финансы или интеллект, сейчас мы разрабатываем программу исследования, чтобы провести опрос школьников, их родителей и студентов.

О результатах пока говорить сложно, но я предполагаю, что людям не позволяет учиться не отсутствие финансовых возможностей, а уровень знаний (невозможность поступить в вуз с высоким рейтингом). На самом деле качество образования у нас зависит не только от того, как готовят в вузе, но и от того, с какими знаниями приходят абитуриенты. Если качество поступающих снижается, то и на выходе как результат будут менее квалифицированные специалисты. Поэтому это проблема не только вузовского образования, но и школы.

- Какие еще точки зрения существуют на данную проблему?

- Об этом говорят, но только в одном направлении - доступность образования с материальной точки зрения, не отделяя интеллектуальную доступность. Я считаю, что всеобщей доступности образования не может быть. Речь может идти о доступности в плане финансов. Если человек умный, у него есть способности, то ему нужно дать возможность учиться. Однако если человек не способен к этому, то не надо стараться во что бы то ни стало получить диплом.

Вторая проблема связана с тем, что у нас получение высшего образования стало нормой. Поэтому появилось презрительное отношение к тем, кто его не имеет. Это также неправильно. Человек без высшего образования должен иметь право трудиться и добиваться определенного статуса. У нас же все чаще люди получают по два высших образования.

Правда, и это не говорит о достойном заработке. На Западе если человек не получил высшее образование, он может обеспечить себе достойный уровень жизни. Но при этом он не сможет сделать большую карьеру. У нас же наоборот: наличие высшего образования не является гарантом высокой заработной платы, возможности карьерного роста. В России сложилась такая практика, что люди без высшего образования могут занимать достаточно высокие посты, и наоборот, получившие высшее образование зачастую занимаются теми видами деятельности, где этот уровень требоваться не может. Это ненормальная ситуация, которую необходимо менять.

- Как педагог, замечаете ли Вы изменения, о которых говорите? Какие у Вас взаимоотношения со студентами?

- Отношения со студентами у меня складываются хорошо, хотя бывает по-разному. Есть факультеты изначально более сильные и более слабые. Видимо, это объясняется требованиями к студентам еще при поступлении. Вообще, стоит сказать, что уровень подготовки студентов каждый год снижается. Здесь еще большая проблема немотивированности на учебу. Когда я спрашиваю у наших первокурсников, почему они хотят стать экономистами, только около 5 % говорят, что их интересует эта сфера деятельности. Остальные учатся либо из-за престижа специальности, либо их привели родители. Конечно, преподавать собираюсь и дальше, просто хочется чувствовать от студентов отдачу, осознавать, что им интересно на твоих занятиях.

Помимо преподавательской деятельности, Екатерина Иванкина уже успела попробовать свои силы в качестве куратора. И хотя эта работа оправдала далеко не все ожидания, она готова взяться за нее еще раз, но только после защиты кандидатской диссертации:

- Есть чувство чего-то нереализованного с моей первой группой. Теперь, зная некоторые нюансы, должно получиться гораздо лучше. Конечно, буду и дальше преподавать, а если хватит сил и энтузиазма, можно замахнуться и на докторскую. Но мне хотелось бы еще иметь практику. Одно время я работала в качестве экономиста на предприятии, и тот практический опыт использую в качестве примеров на занятиях со студентами до сих пор. Не имея никакой практики сложно объяснять некоторые вещи, ведь экономическая теория - это не только теория, но и прикладные аспекты. Хочу, чтобы практика дополняла, чтобы студентам было интересно.

- Остается ли в столь плотном графике время для отдыха и хобби?

- Действительно, свободного времени бывает крайне мало. Многие мне говорят, какой у тебя свободный график. Но ведь работа преподавателя не заканчивается после лекции. Приходишь домой и начинаешь готовиться к следующим занятиям, искать примеры. Я не люблю давать студентам одно и то же, плюс ко всему экономика - живая структура, фактически наша жизнь, поэтому приходится постоянно освежать и свои знания.

Кроме того, есть статьи, пособия и т.д. В результате получается, что преподаватель работает семь дней в неделю. Работы, действительно, много, а в свободное время я занимаюсь спортом: лыжи, фитнес. Я человек творческий (в детстве окончила художественную школу), поэтому люблю рисовать, придумывать какие-нибудь необычные вещи. Как профорг кафедры, организую корпоративные праздники и поздравления с днем рождения. Вот так всё и успеваю.

Лариса БОГОМАЗОВА.