Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Политех» летающий

Дельтапланерный клуб при ТПУ существует уже достаточно давно - в этом году нам исполняется 32 года. Ты, читатель, возможно, совсем недавно увидел на доске объявлений: \"С ... октября дельтаклуб \"ОРИОН\" объявляет набор юношей и девушек, желающих научиться летать на дельтаплане...\" Прочел и задумался: что это за клуб, каков он? Что он тебе даст, если решишься присоединиться - и чего потребует взамен?

Клуб - это, прежде всего, сами орионовцы. Представь себе пеструю компанию, время от времени собирающуюся в одном месте: или сделать что полезное, или обсудить возможность полетов на ближайшие выходные - или даже просто так, встретиться и зарядиться хорошим настроением. И ведь точно знаешь, настроение - будет... Хоть в городе, в клубном подвале со всеми удобствами, хоть на учебно-тренировочной горке, в домике с некоторыми удобствами, хоть в палаточном лагере на Каракане, почти совсем без удобств - встреча с товарищами по клубу всегда бывает радостна отчего-то. Нас объединяют даже не только и не столько полеты. Не все орионовцы летают сейчас, даже не все летали раньше - но все, однажды вступив в клуб, уже не захотели с ним расставаться. Что у летающего, что у нелетающего люда находятся причины приходить в клуб по будням и приезжать на горку в выходной.

Причем второе иногда и при заведомо нелетной погоде - едут просто отдохнуть...

И все-таки \"Орион\" - не просто клуб, а ДЕЛЬТА-клуб. Остаются в клубе по разным причинам, но приходят, как правило, по одной - чтобы научиться летать. Читатель, ты наверняка видел дельтаплан или параплан хотя бы на картинке, но, возможно, почти ничего о них не знаешь. Пусть это тебя не пугает: никто из нынешних пилотов не родился со своими знаниями и умениями, все начинали с малого. Дельтаплан - совсем несложный по конструкции летательный аппарат, проще него разве что воздушный змей. В принципе это планер, только маленький. Он гораздо легче самого пилота, поэтому дельтапланерист на земле носит свой аппарат сам, не нуждаясь в самолете или автомашине для буксировки. Как это выглядит? Представь, что у тебя вдруг выросли крылья. Не такие игрушечные, какие у ангелов рисуют - а настоящие, которые действительно могли бы тебя поднять. С ними неудобно ходить по земле и огибать углы - но если научишься ими пользоваться, они на самом деле поднимут тебя в воздух и подарят неописуемое ощущение полета...

Дельтаплан бывает очень разным - один и тот же аппарат может показаться тяжелым, как атомная война, а может стать легким, как пушинка. Очень многое здесь зависит от твоего состояния, сноровки, даже настроения. Вовсе не нужно быть Шварценеггером, чтобы тягать дельтаплан - его носишь спиной и плечами, при правильном распределении нагрузки это совсем не тяжело. Продвинутый читатель может возразить: мол, здоровья все равно надо бы побольше, ведь качество планирования не зависит от массы пилота, зато здоровенный будет меньше уставать.

Да, аэродинамическое качество от массы не зависит. Но от режима полета зависит - и еще как! При большей массе для того же качества необходима более высокая скорость. Проще говоря, там, где легонькой девушке хватит нескольких быстрых шагов по склону - дяденьке богатырской силы и габаритов придется пробежаться как следует, чтобы взлететь и улететь на то же расстояние. А устать наш дядя при этом может даже больше... Короче говоря, однозначно можно только одно сказать: грубой силой летать все равно не научишься, умение обращаться с крылом тут значит гораздо больше, чем умение выжать штангу без помощи домкрата.

Умения приходят с тренировками. Разумеется, если захочешь научиться летать, нужно будет тренироваться регулярно. Впрочем, торопить в \"Орионе\" тебя не будут - здесь могут порадоваться чужому достижению, но ни разу не слышал смешков по поводу отсутствия достижений у новичка. Успехи могут прийти не сразу - но они обязательно будут, если только не бросишь, не свернешь с пути.

Обучение полетам организовано на дельтадроме в районе п.Лучаново, а зимой опытные пилоты летают на дельтадроме в Лагерном саду. Весной и летом совместно с другими клубами города проводятся учебные и спортивные сборы в п.Каракан Кемеровской области, на озере Учум в Красноярском крае, на Алтае и других местах.

Думаю, что ответ на вопрос \"что дает клуб\" уже понятен. А что придется отдать взамен? Пожалуй, тоже немало - в клубе и в небе так и остается частица твоей души. Однажды ощутив вкус к этому, потом уже трудно без этого всего обходиться.

Все-таки здорово, что в далеком 1976 году при томском \"политехе\" был основан дельтаклуб \"Орион\".

Подробности о жизни и деятельности дельтаклуба \"Орион\" можно узнать на сайте http://orionclub.tomsk.ru

С.В.Пустынников, В.В. Мединский.