Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

За что граф Толстой не любил университеты?

Как известно, будучи уже известным в большой литературе, Л.Н.Толстой с конца 50-х годов ХIХ века активно занимался образовательно-просветительской деятельностью. Оригинальный подход к делу народного образования породил немало оппонентов в адрес яснополянского педагога. Немного позже, в первые годы александровских реформ, он сам перешел к активной критике всей системы образования, включая университеты. Нелюбовь к храму науки проявилась уже в 40-х годах, когда 19-летний граф покинул Казанский университет после трех лет обучения в нем.

Круто и эмоционально Толстой рисует картину университетского бытия: отсутствие свободы, догматизм, зубрежка, слабость программ порождают праздность и обман, учат делать долги да заниматься распутством. Такой \"храм премудрости\", учрежденный \"компанией мудрецов\", по мнению писателя, не может подготовить человека к жизни. Эти учебные заведения, насажденные где вздумается чиновниками от образования, берутся за изучение \"решительно всех наук в их высшем развитии\". А каков результат? В области философии, истории права, филологии кроме зубрежки и цели - сдать экзамен - нет ничего. Из 50 студентов (состав аудитории) только 10 записывают лекцию профессора, а до конца курса выдерживают эту процедуру 2-3 человека. Студентов больше привлекали, оказывается, так называемые \"руководства\", то есть, выражаясь нашим языком, методические разработки.

Нелестный отзыв оставил Лев Николаевич о профессорах российских университетов. Нет, бывают, конечно, и настоящие ученые-педагоги, но их приходится, по его подсчету, всего один на сотню. Будь профессор глуп от природы или он поглупел от исполнения своей должности, отсталый от науки и скверный по характеру человек, он, пишет Толстой, все равно будет обучать студентов пока будет жив. Отсюда вопрос: зачем принимать \"университетский догмат папской непогрешимости профессора\"? Вывод таков: лекциям быть только при условии, если они будут материалом для дискуссии, а студент должен иметь право на оппонирование.

Дискуссия с учеными мужами прошла в те времена не в пользу новатора-педагога, но так ли уж не прав был граф? Ведь речь идет не просто об организации образования, а скорее всего, об отношении частной и общей жизни людей, об их личной свободе. Главный вопрос знания для Толстого - это смысл жизни, а ответ на него он видел в разуме и совести, в этике любви и в поиске добра. Думается, что не так-то уж он был далек от задач образования ХХI века, если учесть дефицит \"доброй воли, нравственных чувств и разумного их понимания\".

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент ЮФ ТПУ.