Первого
сентября 2002 года, как и все последние сто лет, в дружную семью политехников
влились первокурсники. Им в этом году пришлось нелегко. Проводимый в нашем регионе
эксперимент по введению Единого государственного экзамена, как и любой эксперимент
в нашей стране, вызывал опасения и вполне мог иметь не очень ожидаемые последствия.
К счастью, благодаря хорошей организации и тщательной подготовке неприятных
неожиданностей в нашей области и в частности в нашем вузе не случилось. Как
Томский политехнический университет участвовал в ЕГЭ? Какие новшества были с
этим связаны? Оправдались ли риски эксперимента, о которых так много говорилось
последнее время? Обо всем этом наша сегодняшняя беседа с Олегом Евгеньевичем
Пермяковым, ответственным секретарем Центральной приемной комиссии ТПУ и директором
Центра оценки качества образования в Томской области.
- Для проведения Единого государственного экзамена на базе ТПУ весной этого
года был создан Центр оценки качества образования в Томской области (ЦОКО).
Его учредителями стали Управление образования области и ТПУ, ТГУ, ТГПУ, ТГАСУ,
ТУСУР. Решение о том, чтобы разместить этот Центр в ТПУ было не случайным, ведь
на базе политехнического существует еще и филиал Центра тестирования Министерства
образования.
ЕГЭ проводился в области в два этапа: первый - так называемый школьный этап
- состоялся в июне. В нем, по приказу руководства ТПУ, участвовало очень много
политехников - они работали в качестве заместителей председателей территориальных
подкомиссий районов Томской области, ответственных организаторов пунктов проведения
ЕГЭ и заместителей председателей территориальных подкомиссий по математике.
Это очень высокий уровень ответственности. В частности они занимались проверкой
работ учащихся. Нужно отметить, что справились с этим новым для себя делом политехники
очень хорошо.
Результаты показали, что большинство школьников подтвердили свои же школьные
оценки, а это говорит о том, что не наблюдалось ни занижения, ни завышения требований
к знаниям выпускников. Была опасность оттока хороших абитуриентов-отличников
в столичные вузы, а также в вузы других регионов из-за \"боязни\" сдавать вступительные
испытания в форме ЕГЭ. Однако конкурс в вузы г.Томска в среднем был выше прошлогоднего
на 10-15 процентов. Таким образом, абсолютное большинство страхов оказались
надуманными. На работу организаторов ЕГЭ в нашей области нареканий не было,
и с полной уверенностью можно сказать, что Томская область с проведением эксперимента
справилась успешно. А абитуриенты-2002, которые участвовали в \"школьном\" этапе
ЕГЭ, думаю, смогли оценить, возможность поступать на все технические специальности
ТПУ, уже не тратя нервы на сдачу экзаменов по математике и химии в июле.
Что касается приемной кампании... Специфика этого года опять же заключалась
в том, что в Томске и второй \"вузовский\" этап испытаний по математике и химии
проходил в форме ЕГЭ. Поэтому все, кто приехал к нам из других регионов, сдавали
экзамены в форме и по материалам Единого госэкзамена. Выездные приемные комиссии
работали по нашим билетам, тоже составленным по спецификации ЕГЭ, разработанной
Министерством образования. Экзамены проводились с 16 июля по 26 июля. Большого
отсева абитуриентов по результатам сдачи экзаменов в форме ЕГЭ не произошло.
География приема велика - есть первокурсники и с Камчатки, и из Калининградской
области. Довольно много абитуриентов с Новосибирской области, Кузбасса и Красноярского
края, где, кстати, немало и своих вузов. Нужно отметить, что многие поступали
по результатам региональной межвузовской олимпиады, участию в которой школьников
мы придаем большое значение. Так что прием и зачисление в ТПУ сегодня держится
на трех \"китах\" - единый госэкзамен, вступительные испытания, региональная межвузовская
олимпиада.
Хотелось бы упомянуть еще об одном новшестве, которое было введено в этом году
в режим сдачи вступительных испытаний по физике и русскому языку для поступающих
на технические специальности. Оно заключалось в том, что мы использовали тесты
Центра тестирования Минобразования и осуществляли \"электронную\" проверку работ
абитуриентов. Фактически оценки проставлялись автоматически. Таким образом,
было сэкономлено значительное количество денежных средств, преподаватели-предметники
не тратили время на массовую проверку, как в прошлые годы. Большой плюс и в
снижении субъективного фактора при проставлении оценок. Так что этот опыт оценен
положительно.
Еще одно новшество в приеме 2002 года - в политехническом была введена новая
система оценки в баллах. Если в прошлом году высший суммарный балл составлял
45 - по 20 за профильные предметы и 5 баллов за русский язык, то на этот раз
максимальная оценка могла быть и 200 баллов по сумме двух предметов. А русский
язык определялся как зачет/незачет. Если с этой точки зрения оценивать \"проходной
балл\", на котором мы остановились при зачислении на бюджетные места, то нижний
уровень - 120 баллов. Переводя в пятибалльную систему, мы получили такой результат
- к нам поступали школьники только с \"четверками\" и \"пятерками\". Зачислены действительно
лучшие. Медалисты зачислялись без сдачи экзаменов, если набирали по ЕГЭ или
результатам вступительных испытаний более 71 балла - эта граница \"пятерки\" по
ЭГЕ установлена Министерством образования. По основному конкурсу прошло 309
медалистов.
Всего же, если говорить в цифрах, то на 1781 бюджетное место (в Томске) всего
подано около 6600 заявлений. Конкурс по поданным заявлениям составил 3,7 человек
на место.
Впереди у Центральной приемной комиссии зачисление поступающих на обучение по
очно-заочной и заочной формам и отчет на сентябрьском Ученом Совете ТПУ, поэтому
более подробно с цифрами приема и зачисления мы познакомим вас в одном из следующих
номеров газеты.
В заключение хочу поблагодарить всех сотрудников ТПУ, принявших участие в
работе приемной комиссии.
Уважаемые политехники, поздравляю вас с праздником \"День знаний\", желаю профессиональных
успехов и здоровья!