Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Место подвигу есть везде - даже на лабораторной

Если у вас фраза \"Скачет напряжение\" не вызывает страшных предчувствий, а слова «реостат» и «реохорд» стойко ассоциируются с героями греко-римской мифологии, то для вас это из рубрики \"О чем вы никогда не хотели знать и спрашивать не собирались. Людям, знающим страшное слово \"Электротехника\", посвящается...

Мигают датчики, горят провода, щелкают тумблеры, зашкаливают стрелки приборов, где-то в проводниках гуляет ток, по экранам пляшут синусоиды и, конечно же, противно-пронзительно воет сирена... Все это можно увидеть в фантастическом боевике или фильме про ученых. А как же на самом деле? Что происходит за закрытыми дверями загадочных лабораторий? Почему так зловеще звучит угроза короткого замыкания? Давайте разберемся.

Обычная аудитория. Обычная лабораторная работа. Обычная группа электротехнической специальности. Ничего страшного не происходит. Заканчивается официально-бумажная часть занятия, дописываются заготовки, плавно передаются методики, преподаватель отвечает на \"хитроумные\" вопросы любознательных студентов. Начинается практическая часть. Столы-трансформеры, они же - стенды - превращаются в нечто, отдаленно напоминающее пульт управления и почему-то рубку радиста (это мои личные ассоциации). В стенд встроены приборы, чем-то здорово смахивающие на калькуляторы, а также лампочки, тумблеры и много еще непонятно чего. Все это студенты начинают целеустремленно и методично опутывать проводами.

Затем, не без помощи преподавателя, удостоверившись, что вся эта конструкция (она же электрическая схема) действительно будет работать, начинают записывать, считать, переключать и т.д. Рассматриваю несколько схем, отчетливо понимаю, что электричество - штука коварная, поэтому крутить ручки и нажимать кнопки не хочется. Но раз уж предлагают - трудно отказаться. Скрестив пальцы на удачу, с умным видом переключаю неизвестную ручку. Откручиваю какие-то провода. Доброжелательные «гиды» довольно улыбаются. Так взрослые созерцают детей, лихо сооружающих совком куличики из песка. Собирая новую схему, они попутно объясняют мне все операции и назначения приборов.

Насмотревшись на электрические схемы и почему-то оживившихся студентов, тихо «сижу в уголку» и вежливо улыбаюсь портрету симпатичного джентльмена на стене. Оказывается, что это небезызвестный К.Ф.Гаусс! Вспоминаю то мегасвинство, в виде бесчисленного множество формул и теорем, которое учинил этот господин в свое время, за что и пострадали студенты технических специальностей. Перестаю улыбаться. Как все-таки обманчива внешность.

После подобных экскурсий можно совершенно искренне и с определенной уверенностью сказать, что не все смотрят на электрические схемы как на новые ворота. Это особенность отдельных и очень редких индивидов.

Ольга СВЕТЛЯЧКОВА,
в душе - гуманитарий