Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Война с «бумажками»

В погоне за столь вожделенной «халявой» студент прибегает к маленьким чудесам техники... Ксерокс, принтер, сканер - давно стали незаменимыми помощниками в подготовке «горящего» доклада или реферата.

Интересно отношение преподавателей к этой особенности национального образования. Очень многие руководствуются извечной формулой «Вы учитесь для себя, а не для меня». Они смотрят сквозь пальцы на то, как докладчик, спрятавшись по уши в ксерокопию или испещренный мелким дрожащим почерком листочек, погружается в свой мир, целью которого является разбор и озвучивание слов, присутствующих на бумаге...

Но есть и преподаватели, которые ведут активную борьбу с этими ненавистными листиками. При этом они либо просто заставляют студента рассказывать (читай: зубрить) доклад, либо разъясняют ему, что, в первую очередь, важно самообразование, а в ксерокопии нет «работы мысли». Нет, студенты, конечно, не глупые, понимают и принимают доводы преподавателя, только реализовывать на практике эти безусловные истины довольно проблематично. Особенно студентам технических специальностей, которые готовят доклады в большинстве только по гуманитарным дисциплинам, являющимся лишь дополнением к основным наукам. И переход к европейскому стандарту в высшем образовании, который можно выразить формулой «половина - занятия в аудитории, половина - библиотека и самостоятельная работа», еще не настолько прижился в нашем университете.

Но, с другой стороны, не от лени в большинстве своем студенты обращаются к ксерокопиям для докладов - ритм жизни вынуждает: времени нет, пары до вечера, сидеть и работать в библиотеке некогда (тем более, что по ночам она не работает). Поэтому проще - откопировать необходимый материал, а потом уж дома, на любимом диване-кровати-письменном столе переработать или не переработать... Наверное и традиционная манера российских студентов всегда делать все в последнюю минуту тоже побуждает к погоне за такими халявными докладами, грозящими обернуться «халявным» высшим образованием.

Однако, если попробовать студентов научить учиться самостоятельно? Провести, допустим, в первом семестре вводный курс с соответствующими тренингами, то они сами больше не захотят «забыть» про очередной семинар, потому как готовиться к нему им будет интересно... А преподаватели, которым так ненавистны эти халявные «бумажки», могут вполне справиться с этой задачей при известной доле рвения со стороны самих студентов.

Светлана МАРИЕНКО