В погоне за столь вожделенной «халявой» студент прибегает к маленьким чудесам
техники... Ксерокс, принтер, сканер - давно стали незаменимыми помощниками в
подготовке «горящего» доклада или реферата.
Интересно отношение преподавателей к этой особенности национального образования.
Очень многие руководствуются извечной формулой «Вы учитесь для себя, а не для
меня». Они смотрят сквозь пальцы на то, как докладчик, спрятавшись по уши в
ксерокопию или испещренный мелким дрожащим почерком листочек, погружается в
свой мир, целью которого является разбор и озвучивание слов, присутствующих
на бумаге...
Но есть и преподаватели, которые ведут активную борьбу с этими ненавистными
листиками. При этом они либо просто заставляют студента рассказывать (читай:
зубрить) доклад, либо разъясняют ему, что, в первую очередь, важно самообразование,
а в ксерокопии нет «работы мысли». Нет, студенты, конечно, не глупые, понимают
и принимают доводы преподавателя, только реализовывать на практике эти безусловные
истины довольно проблематично. Особенно студентам технических специальностей,
которые готовят доклады в большинстве только по гуманитарным дисциплинам, являющимся
лишь дополнением к основным наукам. И переход к европейскому стандарту в высшем
образовании, который можно выразить формулой «половина - занятия в аудитории,
половина - библиотека и самостоятельная работа», еще не настолько прижился в
нашем университете.
Но, с другой стороны, не от лени в большинстве своем студенты обращаются к ксерокопиям
для докладов - ритм жизни вынуждает: времени нет, пары до вечера, сидеть и работать
в библиотеке некогда (тем более, что по ночам она не работает). Поэтому проще
- откопировать необходимый материал, а потом уж дома, на любимом диване-кровати-письменном
столе переработать или не переработать... Наверное и традиционная манера российских
студентов всегда делать все в последнюю минуту тоже побуждает к погоне за такими
халявными докладами, грозящими обернуться «халявным» высшим образованием.
Однако, если попробовать студентов научить учиться самостоятельно? Провести,
допустим, в первом семестре вводный курс с соответствующими тренингами, то они
сами больше не захотят «забыть» про очередной семинар, потому как готовиться
к нему им будет интересно... А преподаватели, которым так ненавистны эти халявные
«бумажки», могут вполне справиться с этой задачей при известной доле рвения
со стороны самих студентов.
Светлана МАРИЕНКО