Вы помните своего школьного классного руководителя? Еще бы! Кто заставлял
вас зубрить предметы, краснеть перед учителями и получать взбучку от родителей
после очередного собрания?
Это все она - класса мучительница. Теперь уже нет школы - ты в университете,
родители, скорее всего, далеко, и нужно самому разбираться со всеми сложностями
и превратностями судьбы. Гордо осознавая, что ты - студент, пытаешься сам во
всем разобраться - самостоятельность прямо прет через край - и иногда... не
справляешься. Вот тут и появляется твоя \"очередная мама\" - куратор.
- Как вы справляетесь с такой оравой ребят только что вырвавшихся из-под
родительского надзора? - спрашиваю маленькую и хрупкую женщину Альбину Петровну
Першину - старшего преподавателя кафедры ОСУ, куратора одной из групп АВТФ.
- Первый раз меня назначили куратором 4 года назад - вспоминает Альбина Петровна.
- До этого у меня опыта подобной работы не было абсолютно. Сейчас кураторству
стали уделять больше внимания, и последнюю группу я взяла добровольно. Куратор
- это прежде всего опекун. За всей жизнью группы, конечно, не уследить, но посещаемость
занятий, сдача сессий и помощь в разрешении серьезных проблем студентов - обязанности
куратора. Только с третьего курса эти обязанности снимаются, иначе такое опекунство
может показаться навязчивым.
- А группу свою первую помните?
- Еще как! До сих пор осталось желание наказать, отчитать некоторых из них.
Сейчас они уже на 4 курсе, когда приехали на первый - я даже и не знала, что
у нас бывают такие нагрузки и обязанности. Группа была большая - более 25 человек.
Сейчас осталось 8. Кто-то отчислился, кто-то в академическом отпуске. Еще изначально
это была очень слабая, неорганизованная группа. Занималась я ими много и долго.
Но общего языка так и не нашла. Что говорить, если уже с 1 курса они себя вели
из рук вон. Приезжала одна мама, жила в общежитии и не могла разбудить своих
сыновей на первую пару. Они постоянно просыпали. Это - мама родная... А что
может сделать куратор?
- Вот это, конечно, было обидно, - печально добавляет Альбина Петровна, - 2
года с ними, бывала в общежитии, беседовала со всеми и с каждым по отдельности...
Много чего было запущено относительно учебы... А ведь дети разные. Есть очень
хорошие, они до сих пор учатся, но большая часть подобралась почему-то трудная.
- Что заставляет вас быть куратором? Какие чувства?
- Чувства? Дети приезжают после школы, сразу перестроить режим работы и
учебы вообще очень проблематично. Это для любого, даже взрослого человека. А
тут со школьной скамьи, из-под родительской опеки. И не всегда, конечно, дети
самостоятельно ведут себя так, как того требует высшая школа. Ладно томичи -
они при родителях живут, а вот те, кто в общежитии, конечно, требуют повышенного
внимания. Да и томичи не всегда адаптируются без проблем.
- Как ребята со временем меняются?
- К последнему курсу становятся совсем взрослыми. Меняется, конечно, большинство,
но не все. Кто был разгильдяем сначала, таким и остался. А бывает, что даже
еще хуже становятся, но у нас таких мало. Большинство, как правило, взрослеют
на глазах. Появляется самостоятельность, ответственность, организованность,
да и определенные заботы накладывают свой отпечаток на формирование характера
в целом.
- У вас есть свой жизненный девиз?
- Есть. Каждый в любой ситуации должен оставаться самим собой, не лицемерить,
не хитрить, не изворачиваться, исходя из обстоятельств, не подличать.
- Говорят, в ТПУ есть специальная школа кураторов?
- Да, я была там несколько раз, участвовала, такая школа многое дает молодежи,
только начинающим куратором. А кроме нее, в жизни необходим опыт, который появляется
только с годами.
- Что вы можете пожелать своим коллегам-кураторам и студентам, их подопечным?
- Доброжелательности, добросердечности к детям. Если студенты будут тянуться
к куратору - этого достаточно. А первокурсникам желаю больше самостоятельности.
Рассчитывать нужно, прежде всего, на себя. Если принять позицию инфантильного,
беспомощного человека, то это будет все больше укореняться, и в жизни такому
специалисту придется сложно адаптироваться. С 1 курса должна быть четкая цель:
учеба. Студенческие годы - лучшие в вашей жизни! Самые чистые, приятные воспоминания
именно об этих годах. Вы пронесете их через всю жизнь...
И не поверить этому замечательному человеку я просто не могу. Два года Альбина Петровна работает ответственным секретарем отборочной комиссии, на протяжении четырех лет \"доводит до ума\" первокурсников, а также является ответственной на кафедре за новый набор: привлечение выпускников школ, техникумов, училищ к обучению именно на специализации кафедры ОСУ (Оптимизация Систем Управления). За плечами кропотливая работа. То ли еще будет! Но все выдержат эти хрупкие и надежные руки, любого поймут добрые и полные тепла глаза. Успехов Вам, Альбина Петровна!
Анна ЧАРУХИНА