Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

С них начинался Томский политехнический

30 октября, когда в России отмечается День инженера-механика, можно по праву назвать вторым днем рождения ТПУ

В этот день в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник все работники инженерно-технических специальностей различных отраслей промышленности. Начало празднованию Дня инженера-механика в современной России положил приказ Главкома ВМФ от 1996 года. Однако отсчет принято вести еще с 1854 года, когда впервые на Российском флоте был официально образован корпус инженеров-механиков. У Томского политехнического университета есть все основания называть этот день своим вторым днем рождения. Ведь именно с подготовки таких инженеров началась вся история старейшего технического вуза Сибири…

Время, когда закладывали основы

Как правило, инженером-механиком называют специалиста с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования. Но на самом деле к людям этой профессии предъявляются гораздо более широкие разносторонние требования.

Именно исходя из этой очевидной истины действовали отцы-основатели Томского политехнического: развивающейся Сибири нужны были всесторонне развитые, грамотные инженеры-механики, способные решать самый широкий круг задач. Поэтому подготовка инженеров-механиков в Томском политехническом началась с самого открытия вуза в 1900 году.

– Известно, что Томский технологический институт начинал свою деятельность в составе только двух отделений – механического и химического, – рассказывает бывший декан машиностроительного факультета ТПУ, доцент кафедры оборудования и технологии сварочного производства ИНК, кандидат технических наук Ростислав Дедюх. – В августе 1900 года на первый курс института было зачислено 203 человека, в том числе 145 человек на механическое отделение, 58 – на химическое . Затем, в зависимости от потребностей развивающейся промышленности Сибири, менялись направления деятельности факультета, вводились новые специальности. Факультет готовил профессионалов самых различных направлений, и за столетие было выпущено только по дневной форме обучения свыше 11 тысяч инженеров.

Учиться первым инженерам было у кого – на факультете преподавали выдающиеся профессора своего времени – И.И. Бабарыков, Н.И. Карташов, А.Н. Добровидов, А.М. Розенберг и другие светила отечественной науки.

– На основе нашего факультета затем появилось много других факультетов и институтов ТПУ, – говорит Ростислав Дедюх. – Однако главным было, конечно, то, что факультет создал крепкую основу инженерных кадров, которые и дали развитие промышленности в те годы.

И действительно, если перечислять всех знаменитых выпускников машиностроительного факультета, то список их заслуг займет не одну страницу. Среди них – конструктор вертолетов Николай Камов, разработчик турбобура Матвей Капелюшников, создатель первого российского трактора Михаил Терасатуров, заместитель Генерального конструктора космических аппаратов Анатолий Валединский, ведущий специалист в области космических и авиационных двигателей Александр Квасников, член-корреспондент АН СССР, бывший генеральный директор НПО ЦНИИТМАШ Николай Зорев и даже популярный в СССР писатель-фантаст Александр Казанцев.

От развития – к застою

30–50-е и 60-е годы XX века были очень богаты на появление в стране серьезных ученых, совершавших открытия мирового уровня. В эти годы велись интересные разработки, перспективные исследования, ковалась мощная инженерная школа страны. И государство поддерживало многие начинания. Однако в то же самое время начали сказываться и негативные последствия, которые привели к постепенному краху экономики и промышленности страны.

– Да, с одной стороны, был период, когда наша промышленность активно развивалась, но если вглядеться пристальней, можно увидеть, что этот прогресс шел в основном за счет оборонной отрасли, – считает Ростислав Дедюх. – Лучшие инженерные кадры, занятые в машиностроении и приборостроении, работали на ВПК или на космос. Там платили большие зарплаты, был стабильный заказ со стороны государства. Но гражданская промышленность при этом почти не развивалась, все средства государства уходили на другие цели. Не секрет, что уровень жизни простых людей был на очень низком уровне, не сопоставимом с европейским или американским. Предприятия же, выпускавшие гражданскую продукцию, зависели не от реальной потребности людей, а от формального выполнения госплана. Поэтому качество их работы было, в общем, невысоким.

Примерно то же происходило и с наукой: те предприятия, на которые государство не жалело средств (в первую очередь из ВПК и космической отрасли), охотно контактировали с институтами и академиями, финансируя их исследования и разработки. За счет этого такие вузы могли развиваться. Но поскольку на остальное у государства стабильно не хватало средств, то научные исследования, необходимые для развития гражданской промышленности, быстро оторвались от запросов реальности.

– Аналогичный процесс, считаю, произошел с Академией наук, которая постепенно ушла от развития прикладной науки, – размышляет Ростислав Дедюх. – Академия стала заниматься только фундаментальными исследованиями. И часто это выливалось в имитацию работы, под которую, однако, получались неплохие деньги. Нельзя отрываться от потребностей реальной жизни и промышленности, концентрируясь только на ВПК или космосе – это гибельный путь. Конечно, были при этом и свои исключения. Например, академический институт – НИИ Национальной академии наук Украины им. Е.О. Патона, занимавшийся сваркой, – никогда не отрывался от нужд промышленности. Диссертации в нем защищали только тогда, когда вначале создавался новый продукт, который внедрялся в производство, – только после этого тему можно было «обнаучить». При этом в институте развивалась и фундаментальная, и прикладная наука. Таким образом, он стал самым передовым в мире по сварке, сохраняя крепкие позиции и сейчас. Но остальная академическая наука утратила прикладную ценность.

При этом конверсия оборонной промышленности СССР, заявленная в 80-е годы, ее перестройка на мирные рельсы оказалась проваленной. Конечно, сегодня в оборонной промышленности страны, как и в космической отрасли, еще сохраняются передовые позиции. Однако и это дается со все большим трудом.

Возрождение неизбежно?

Безусловно, для того чтобы сегодня повышать качество инженерного образования, необходимо развивать промышленность. В свою очередь, промышленность всегда питалась от развивающейся науки.

– Пока у нас нет промышленности, заинтересованной в продвижении отечественной науки, нам будет трудно эффективно выстраивать образовательный процесс в вузах, – полагает бывший декан машиностроительного факультета ТПУ. – Государству необходимо постепенно восстанавливать предприятия, развивать приборостроение, возможно, начинать со средних и малых инновационных компаний, которые были бы заинтересованы в разработках наших ученых. За двадцать лет мы серьезно отстали, и сейчас нам, естественно, очень сложно начинать все с нуля. Ведь все отрасли в СССР в конечном итоге базировались на машиностроении.

Сегодня часть высококлассных специалистов еще сохранилась в оборонной и космической отраслях. Но на остальные сферы экономики и промышленности пока влияет «кадровый провал», вызванный невостребованностью инженерных специалистов в 90-х годах.

Тем не менее, ТПУ может по праву гордиться своими выпускниками машиностроительного факультета. Среди них – Виктор Лоренц, бывший президент компании «Стройтрансгаз», а ныне президент Российского союза нефтегазостроителей; Александр Гетц, генеральный директор ОАО «Манотомь» (г. Томск); Юрий Ковалев, бывший сенатор от Томской области в Совете Федерации в 2001–2007 годах; Вячеслав Наговицын, бывший первый зам. губернатора Томской области, ныне действующий глава и председатель Правительства Республики Бурятия; Аркадий Эскин, президент Томской торгово-промышленной палаты; Михаил Начкебия, председатель Совета директоров ЛПО ООО «Томлесдрев» (г. Томск); Александр Австриевских, президент компании «Арт Лайф» и многие другие.

– Все лучшее, что сохранилось в отечественной промышленности, еще держится на наших выпускниках прежних лет, – говорит Ростислав Дедюх. – Многие выпускники машиностроительного факультета стали крупными управленцами, возглавляют ведущие предприятия и институты. Думаю, что постепенно нам удастся восстановить утраченное. Сегодня кафедры, когда-то составлявшие машиностроительный факультет, успешно действуют в составе различных институтов ТПУ. Во многом это произошло благодаря тому, что в последние годы была серьезно обновлена материальная база университета. Теперь подготовка наших специалистов осуществляется в оснащенных уникальным оборудованием современных учебно-научных лабораториях.

Реальность со всей остротой доказывает очевидную истину, что инженер-механик является самой востребованной профессией в развитом высокотехнологичном обществе. Пожалуй, она останется и в будущем самой универсальной специальностью среди инженеров, поскольку именно инженеры-механики создают окружающее нас технологическое пространство и взращивают высокие технологии.

Николай Кораблев