Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

НИИ ЯФ – неотъемлемая часть университета

Недавно Учёным советом ТПУ было принято решение о том, чтобы назначить директором НИИ ЯФ Константина Владимировича Юшицина, до этого занимавшего пост первого заместителя первого проректора ТПУ.

Для справки:


К.В. Юшицин окончил Томский политехнический институт по специальности физико-энергетические установки в 1992 году. Присвоена квалификация \"инженер-физик\".
С 1988 года последовательно прошёл ступени профессионального роста: лаборант, техник, инженер, ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры № 21 ФТФ.
В 1996 году присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук.
С 2001 г. по настоящее время - доцент кафедры 21 ФТФ.
2001-2004 гг. - заместитель проректора по НР.
2004-2007 гг. - заместитель проректора по экономическому развитию.
2007-2008 гг. - заместитель первого проректора.
С 2007 года - первый заместитель первого проректора.
В настоящее время - директор НИИ ЯФ.

Накануне нового учебного года состоялся наш разговор c новоиспечённым директором о стратегии развития института, перспективных направлениях и первоочередных шагах.

Начнём с того, что у кафедры физико-энергетических установок, выпускником которой является К.В. Юшицин, с НИИ ЯФ - давние двусторонние связи. А круг научных интересов нынешнего директора НИИ ЯФ сформировался ещё в студенческие годы и включает проблемы взаимодействия пучков заряженных частиц с веществом.

Мало того, школа, которая создана на 21-й кафедре, по тематике пересекается с работами НИИ ЯФ. Причём, исторически сложилось такое разделение: на кафедре во все времена велись расчёты той или иной задачи, ну а собственно эксперимент проходил в знаменитых подвалах НИИ ЯФ.

И то, что в качестве исходных данных для построения моделей студенты и аспиранты \"21-й\" брали параметры пучка, который генерировался на ускорителях НИИ ядерной физики, - это само собой разумеется. Впрочем, так же как и то, что по результатам, полученным в эксперименте на установках в \"ЯФе\", затем происходила верификация расчётных моделей.

\"Это направление исследовательской работы института мне хорошо знакомо… - начинает разговор Константин Владимирович. - А в силу основного образования, полученного на кафедре в области управления ядерными реакторами, близка и понятна другая часть тематики НИИ ЯФ, связанная с ядерными реакторами: работы, регламенты, проводимые на ядерных реакторах, задачи, связанные с эксплуатацией и многое другое.

Научная составляющая для Научно-исследовательского института ядерной физики была, есть и будет приоритетной. И в то же время очевидны задачи инновационного развития, диктующие необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития посредством высоких технологий и коммерциализации приоритетных научных разработок.

Отсюда формулируется и моя задача как директора НИИ ЯФ в плане реализации научных исследований, технологий и идей (которые уже существуют и ещё будут наработаны в стенах института) и доведения их до рынка через создание высокотехнологичных наукоёмких производств. Считаю, что в этом у НИИ ядерной физики - очень большой потенциал.

На мой взгляд, наиболее близки к реализации такие производственные циклы, которые были разработаны в своё время и внедрены на исследовательском ядерном реакторе, как производство легированного кремния с уникальной технологией нейтронно-трансмутационного легирования Si, которая даёт очень высокую однородность при нейтронном облучении объёмных слитков большого диаметра. Соответствующий товарный продукт весьма востребован производителями изделий высоковольтной электротехники и электроники в Китае (европейский рынок, к сожалению, уже освоен не нами)…\"

Другая (близкая к коммерческой реализации) разработка - радиофармпрепараты на основе короткоживущих радионуклидов, получаемых на реакторе. В частности, речь о диагностике онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний с помощью генераторов технеция-99, которые в настоящее время поставляются в радиологические лаборатории медицинских клиник и учреждений Российской Федерации.

Ещё одно потенциально-коммерциализуемое направление связано с аналитическими исследованиями (и другими направлениями ядерно-физических методов анализа), проводимыми на ядерном реакторе. Это нейтронно-активационный анализ, точность и оперативность которого известна всем, кто этим методом когда-либо исследовал геологические образцы на содержание золота и редкоземельных металлов. К слову, но в лучшие для отечественной геологии годы на исследовательском реакторе НИИ ЯФ при ТПУ выполнялось до 100 тысяч (!) элементоопределений в год.

Кроме того, очевидны перспективы, связанные с реакторной тематикой по нейтронно-захватной терапии. Аналогичные работы (на лабораторных животных) уже проводятся на исследовательском реакторе в МИФИ (Москва). В этом смысле мы не имеем права отставать и просто обязаны использовать потенциал ИРТ.

Нельзя не сказать и о возможностях, открывающихся в связи с проектом Центра ядерной медицины, который предполагается создать в Томске. Всем понятно, что его реализация на деле невозможна без умений, знаний и опыта специалистов НИИ ЯФ, как в части задач, связанных с нейтронными потоками, так и в области применения ускорительной техники, базирующейся в НИИ ядерной физики.

Не меньший интерес в числе направлений, реализующих потенциал реактора, представляет неразрушающий контроль. Известно, что здесь было подписано соглашение о сотрудничестве с Мюнхенским техническим университетом (TUM, Германия) в плане совместного проведения исследовательских работ.

И есть твёрдая уверенность в том, что ресурсы исследовательского реактора ТПУ будут помножены на технические возможности наших немецких коллег.

Остаётся актуальной задача перевода реактора на новый уровень мощности для того, чтобы повысить плотности потоков. Актуально создание \"горячих камер\", чтобы работать с новыми изотопами по направлению радиофармпрепаратов, и \"тяжёлых боксов\" для постановки работ с облучённым топливом. Все эти и другие направления будут положены в основу некой стратегической программы развития исследовательского ядерного реактора и технологии исследований с использованием мощных потоков нейтронов.

Безусловно, не остановится развитие традиционной тематики НИИ ЯФ по ускорительной технике, технологиям, использующим выведенные потоки заряженных частиц и всего того, что составляет историю, фундамент и славу института. Можно и нужно продвигать на рынок то, что уже создано. Наиболее интересными представляются новые радиофармпрепараты, для получения которых необходимо использовать источник заряженных частиц - циклотрон.

Вполне определённым инвестиционным потенциалом обладает такой продукт, как трековые мембраны, получаемые облучением лавсана ионами аргона.

Их основное назначение – фильтры очистки воды и различных жидкостей. Но необходимо двигаться в направлении улучшения и совершенствования свойств мембран, выходить на потенциальных заказчиков, которым интересна возможность очистки с помощью мембран.

\"На мой взгляд… - продолжает беседу Константин Владимирович, - крайне интересна, с точки зрения того, куда нужно направить ближайшие усилия, реализация такого проекта, как позитронноэмиссионный томограф. В цивилизованных странах принято цивилизованное соотношение, пока что не достижимое для Российской Федерации. Так вот, у них на один миллион населения приходится один ПЭТ, а это позволяет диагностировать заболевания сердца, сосудов (в том числе, головного мозга), онкологию на очень ранних стадиях.

Конкурентное преимущество НИИ ЯФ заключается в том, что изотоп фтора-18 для позитронно-эмиссионной томографии получают на циклотроне. Иными словами, есть составляющие цикла. И задача технически состоит в том, чтобы привлечь инвестора и построить полноценный коммерческий проект. Детали станут понятны после подробного просчёта.

При всём том, конечно же, не вся тематика института подлежит коммерциализации. Всё-таки НИИ ЯФ - это научно-исследовательский институт ядерной физики. Без преувеличения это - одна из сильнейших в России теоретико-экспериментальных школ, создававшаяся поколениями томских физиков-ядерщиков.

По счастью, её удалось сохранить в тяжёлые годы, хотя и не без потерь. Так что в настоящем - крайне необходимо движение в сторону развития.

Одним из стимулов дальнейшего роста, на мой взгляд, может стать хорошая ключевая идея, которая, с одной стороны, базируется на созданном фундаменте, а с другой - даёт осязаемый выход на некий международный проект.

В этом направлении будем работать…\"

Записал О.Н. Плотников