Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мобильный резерв

Тенденции формирования инновационного вуза предъявляют к молодым научным работникам достаточно высокие требования. И в настоящее время уже сформировался некоторый портрет современного молодого ученого. Коммуникабельный. Целеустремленный. Деятельный. Мотивированный. Активный.

Именно такие ассоциации возникают, когда смотришь на активную научную жизнь на международной арене Романа СУРМЕНЕВА, аспиранта кафедры теоретической и экспериментальной физики ЕНМФ.


Роман уже не в первый раз проходит научную стажировку в институте неорганической химии университета Дуйсбург-Эссен (г. Эссен, Германия). Сотрудничество с этим университетом (со стороны ТПУ профессор В.Ф.Пичугин) длится с 2004 года. Германский университет в лице профессора Matthias Epple, одного из ведущих европейских ученых в области биоматериалов и биоминерализации, неоднократно показывает свою заинтересованность в совместных поисковых исследованиях с инженером центра технологий Томского политехнического университета Романом Сурменевым, областью научных интересов которого являются биоматериаловедение и ионно-плазменные технологии формирования покрытий для медицины.

Стажировка в этом университете уже не первая на счету Романа. Поэтому была возможность более подробно изучить университет и культуру.

Роман: - Университет г.Дуйсбург-Эссен представляет собой объединенную высшую школу, тип которой достаточно распространен в Германии (такие же есть в Бохуме, Дортмунде, Дюссельдорфе, Касселе и др.). В этих учебных заведениях имеются интегрированные курсы для совместной подготовки специалистов прикладного и научного профилей. Таким образом, объединенные высшие школы предлагают \"в одном флаконе\" программы университетов и специальных вузов.

Впечатляет сама организация работы в исследовательской группе. В отличие от российской системы, в Германии существует несколько уровней профессоров, а именно 4. В соответствии с этим, чем более высокий уровень имеет профессор, тем на большее финансирование он рассчитывает от университета и больший по численности коллектив \"на него работает\". Например, у профессора, курирующего научное направление в институте, есть 20 аспирантов. Эти аспиранты занимаются непосредственно только научной работой.

У каждого ученого есть своя исследовательская задача, которую он должен выполнить в строго определенный срок. Несомненно, что цели ученые ставят вместе с группой, возглавляемой профессором, но вот средства для достижения целей - это уже инициатива самого аспиранта. Именно поэтому график работы достаточно гибкий. Единственно обязательным моментом является еженедельный научный семинар, на котором каждый аспирант в течение учебного семестра должен представить результаты работы.

Я не был каким-то исключением, и так же как и любой аспирант делал доклады на научных семинарах группы в общей сложности 2 раза, на немецком и английском языках. Хотелось бы отметить то обстоятельство, что, в основном, вся группа говорит на немецком, но(!) в присутствии иностранцев они проявляют уважение и говорят на английском (если честно, то в данной группе все разговаривали исключительно на немецком, потому что профессор требовал этого. Но в других группах, я бы сказал в большинстве групп в Германии, превалирует все же английский).

У немецкого профессора есть референт, а также необходимый высококвалифицированный персонал, работающий на оборудовании. В германском университете профессор выступает как организатор научно-исследовательского процесса, и в его обязанности входит поиск финансирования для проведения научных работ. Отчасти, именно этим объясняется направленность зарубежной науки на прикладные аспекты.

В немецком общежитии меня поразило большое количество русскоязычных студентов и сотрудников. Затем я заметил, что вообще в Эссене работает очень много славянского населения (магазины, парикмахерские и др.). Я даже встречал некоторых людей, которые, живя в Германии порядка 10 лет, не могут связать нескольких слов по-немецки, потому что им это просто не нужно.

В случае необходимости, при желании, можно найти все что угодно: любой товар и услугу.

С докладом \"An influence of calcium-phosphate coating deposited by rf-magnetron sputtering on the release of nickel from NiTi substrates\" Роман выступил на Всемирном Конгрессе по биоматериалам WORLD BIOMATERIALS CONGRESS 2008 (Амстердам, Голландия, www.wbc2008.com). Это крупномасштабное мероприятие, проводимое только раз в 4 года, как Олимпийские Игры, собирает более 3000 специалистов, экспертов, ученых и бизнесменов, работающих в области биоматериалов и биотехнологий. Спикерами такого мероприятия выступают всемирно известные ученые, работающие в области разработки новых биоматериалов и смежных направлений, - физики, химики, биологи, медики и многие другие. География участников охватывает большое количество стран: Великобритания, США, Германия, Бельгия, Китай, Скандинавские страны и так далее. Представление доклада на конгрессе позволило найти новых партнеров из Германии, Голландии, Британии для дальнейшего развития исследований.

Роман: - К сожалению, Россия была очень бедно представлена. В основном Китай и англоговорящие страны. Особенно запомнился факт, что все заседания проходили в огромных, но удивительно комфортных конференц-залах. Атмосфера настолько располагала к восприятию любой информации, что я смог видеть разницу между американским и английским, причем слушать приятнее (и понятнее!) последних. К тому же, рядом с конгресс-центром был небольшой пруд, где стояли шезлонги, работали кафе. В такой атмосфере приятно было работать.

Со слов Романа, голландцы очень патриотичный народ. Известно, что изначально красно-бело-синий триколор голландского флага вместо красного содержал оранжевый цвет. Поэтому до сих пор в знак уважения к королевскому дому в дни торжеств и праздников голландцы поднимают оранжевый вымпел монархической династии.

Роман: - Приятно было видеть, как проявляется их патриотизм в оранжевом цвете стильных сумок, папок, рубашек всего оргкомитета и даже в цвете дорожек, соединяющих конференц-залы и холлы. В целом организация Конгресса была на высоком уровне, чему можно поучиться и попробовать организовать подобное мероприятие в Томске, почему нет!

Несомненно, что результатами таких поездок будут публикации в престижных журналах, тезисы в сборниках конференций. Более того, все данные, полученные при прохождении стажировок, войдут в материалы диссертации, защита которой планируется в конце текущего года (науч. рук. В.Ф.Пичугин).

Роман: - Какая цель участия в подобных мероприятиях? Знаете, это позволяет не только повысить профессиональный уровень, но и улучшить знание иностранных языков. Опыт общения с зарубежными коллегами не просто полезен, а необходим для движения вперед! Каждая поездка это не только солянка новых впечатлений, это и обмен научными идеями и достижениями в разных научных группах. Финансирование? Да возможностей сколько угодно! Большое количество образовательных и исследовательских стипендиальных программ с участием зарубежных ученых и студентов поддерживаются как правительством Германии, так и России. Более того, существует очень много частных благотворительных фондов. Если есть желание, то найти контакт тоже не проблема: интернет, сборники конференций, научные журналы, а главное ЖЕЛАНИЕ!

Роман Сурменев выражает благодарность Л.М.Зольниковой (Отдел организации НИР студентов и молодых ученых) и Ю.В.Волкову (Отдел развития персонала и кадрового резерва) за помощь в организации поездок.

Германия - один из лидеров современного высшего образования в Европе. Со времен Ломоносова, а затем и во времена Пушкина русские студенты в немецких университетах образовывали целые землячества. И сегодня обучение в Германии, ее университеты и научно-исследовательские центры остаются привлекательными для молодежи и ученых из разных стран мира. Высшее образование в Германии бесплатное как для граждан страны, так и для иностранных студентов (последние 2 года при желании получить образование студенты должны платить так называемый гебюр - это налог на обучение. Он составляет порядка 500 евро. Однако есть университеты, где студенты могут обучаться бесплатно). Система обучения в Германии отличается основательностью и практичностью.

Так что - дерзайте!

Материал подготовила вед.специалист ОРПиКР Анна ГОДЫМЧУК