Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инженерная наука и образование в мировом пространстве

Международная конференция, проведение которой организаторы намечали на 1-2 июня 2006 года, стала центральным событием юбилейных дней ТПУ. Работа проходила в форме пленарных, секционных заседаний и стендовых докладов. Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Академия наук РФ, Федеральное агентство по образованию, администрация Томской области, Ассоциация европейских университетов (EUA), Ассоциация ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований (CESAER), Консорциум ведущих европейских и азиатских технических университетов (CLUSTER), Европейская ассоциация научных руководителей и менеджеров научно-исследовательских проектов (EARMA), Европейское общество инженерного образования (SEFI), Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация технических университетов России, Томский политехнический университет.

Это первая конференция такого уровня, состоявшаяся в Томске. Тем более важно, что столь высокий научный форум принимал именно Томский политехнический. Впрочем, надо отметить, что все настоящее движение университета, связанное с вхождением в Болонский процесс, мировое образовательное пространство, развитием контактов с европейским научно-образовательным сообществом, стали содержательной предпосылкой к тому, чтобы конференция привлекла внимание более 200 учёных России и Европы.

В рамках пленарного заседания, открывшегося 1 июня 2006 года, с докладами выступили: ректор ТПУ Ю.П. Похолков - \"Качество инженерного образования\"; вице-президент Европейского общества инженерного образования (SEFI) Клаудио Борри (Италия) - \"Европейские параметры инженерного образования\"; вице-президент Консорциума ведущих европейских и азиатских технических университетов (CLUSTER) Хуан Хезус Перез (Испания) - \"Опыт интеграции европейских технических университетов консорциума CLUSTER в области образования и науки\"; ректор Университета Фридерициана в Карлсруэ (Германия) Хорст Хипплер - \"Болонский процесс и инженерное образование\"; представитель ООО \"Майкрософт Рус\" (Россия) Н.С. Вольпян - \"Программы Microsoft в поддержку профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий\"; ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета М.П. Федоров - \"Санкт-Петербургский государственный политехнический университет как инновационное образовательное учреждение - исторические предпосылки\".

Темы докладов и выступлений были подобраны таким образом, чтобы поддержать междисциплинарные дискуссии и стимулировать различные контакты участников и представленных ими сторон. Доклады (а их 79) и материалы конференции опубликованы в сборнике трудов на русском и английском языках.

Работа проходила по следующим направлениям и темам:

  • Управление научными исследованиями в инженерном вузе: стратегия, концепции и подходы;
  • Инновационные исследования - базовая составляющая процесса интеграции инженерного вуза в мировое научно-образовательное пространство;
  • Инновационное инженерное образование (модели, технологии, опыт и перспективы);
  • Проблемы инженерной педагогики XXI века;
  • Качество инженерного образования.

На закрытии конференции, которое состоялось в актовом зале 2 июня 2006 года, были подведены итоги. О работе секций отчитались председательствовавшие на рабочих заседаниях.

Секция \"Инженерная наука\", проректор по научной работе, профессор В.А. Власов:

- В работе секции \"Инженерная наука\" приняли очное участие около 50-ти учёных и специалистов в области научных исследований, представителей различных научно-образовательных учреждений, промышленных организаций, институтов и университетов России, Германии, Японии, Чешской республики, Китая, Армении.

Формат проведения конференции позволил нашим зарубежным и российским (Барнаул, Ижевск, Новокузнецк, Красноярск, Москва и другие) коллегам обсудить проблемы состояния перспектив инженерной науки.

Томск был представлен вузами, академическими институтами ТНЦ СО РАН.

Большой интерес вызвали доклады: \"Концепция управления научных исследований в инженерном вузе\", \"Формирование инновационных образовательных учреждений\", \"Интеграция науки с промышленностью и бизнесом\", вопросы международного научного сотрудничества в техническом вузе в части подготовки аспирантов, создания международных научно-образовательных лабораторий.

Были освещены вопросы прикладных исследований в области материаловедения, химии воды, экологии, био- и нанотехнологий, теплоэнергетике, теории машин, химических технологий и другие. Темы, представленные на заседании секции, отражают те ключевые проблемы, с которыми сталкиваются научные коллективы при формировании новых подходов в организации своей деятельности, развития международного экономического и научного сотрудничества.

Все докладчики подчеркнули, что решение обсуждаемых вопросов невозможно без реализации стратегических подходов к организации научной деятельности современного инновационного университета. Одним из таких подходов является интеграция вуза и мировых научно-исследовательских, образовательных центров и промышленных предприятий, развитие современной материально-технической базы для проведения научных исследований, создание системы подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня, способных обеспечить позитивные изменения в экономике страны.

Не менее важно также повышение конкурентоспособности вуза на внутреннем рынке образовательных услуг, развитие системы трансфера и коммерциализации образовательных продуктов и инновационного предпринимательства, создание системы кадрового обеспечения процесса коммерциализации, создание бизнес-инкубаторов и инновационных предприятий.

Секция \"Молодёжный форум\", заведующая отделом организации НИР студентов и молодых учёных Л.М. Зольникова:

- Обсуждались различные аспекты проблем научной молодёжи: вопросы руководства НИР студентов и молодых учёных в современном техническом вузе; принципы и механизмы, критерии оценки результатов, грантовая поддержка; вопросы повышения качества; организация и методическое обеспечение НИРС. Основной вывод - необходима поддержка на всех этапах траектории обучения: учащийся - студент - аспирант - магистрант - докторант.

Секция \"Инженерное образование\", проректор по стратегическому управлению, профессор А.И. Чучалин:

- Очень большой интерес вызвал доклад Рене Франсуа Бернара о новом проекте QUESTE, который развивает систему оценки качества инженерного образования с элементами предпринимательского подхода, с применением инструментария, который используется при оценке бизнес-программ. Доклад назывался \"Система оценки качества и лабелизации (QUESTE) как надёжная модель подготовки инженеров для промышленности: перспективы для Европы и России\". Это достаточно новый взгляд на инженерное образование.

Интерес ведущих университетов Европы к этому проекту вызван тем, что система QUESTE нацелена на выявление лучших программ лучших университетов, которые готовят элитных специалистов, способных сказать новое слово в области науки, техники и технологий. Доклад вызвал живейший интерес участников, чему свидетельство - большое количество вопросов по данному докладу.

С большим вниманием аудитория выслушала доклад профессора В.А. Галажинского (ТПУ), который был посвящён вопросам развития элитного образования в ТПУ. Это относительно новая программа, которая на протяжении последних 2-3 лет развивается в нашем университете. Это очень похоже на то, что будет оценивать программа QUESTE. Доклад был настолько интересен, что сопредседатель секции \"Инженерное образование\" профессор Хипплер не удержался от вопроса докладчику, равно как и другие участники секции.

Под занавес события взял слово один из сопредседателей итогового заседания конференции Клаудио Борри:

- С моей точки зрения, конференция была очень продуктивной. Было затронуто много тем, которые интересуют всех нас. Мы рассмотрели вопросы инженерного образования, обсудили взаимоотношения высшего образования и промышленности. Мне кажется, такого рода опыт и такого рода конференции смогут послужить хорошим примером в последующем. Сценарий, которому мы следовали в течение работы конференции, является очень продуктивным и полезным для различных областей образования.

Итоговым документом Международной конференции стал Меморандум, постановляющая часть, которого гласит:

  1. Продолжать теоретические и прикладные исследования в области развития методологических основ и технологий управления научными исследованиями и формирования новых стандартов качества высшего технического образования, периодически обмениваться опытом и результатами исследований на совместных конференциях, симпозиумах, семинарах.
  2. Признано целесообразным, продолжить развитие международных научно-образовательных проектов в рамках интеграции российских инженерных вузов в европейское научно-образовательное пространство.
  3. Продолжить работу в области расширения представительства российских инженерных университетов в ведущих международных научно-образовательных ассоциациях.
  4. Выразить благодарность руководству ТПУ и оргкомитету за хорошую организацию и проведение конференции \"Инженерная наука и образование в мировом пространстве\".

Записал О. Н. Плотников