Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ах, этот «женский вопрос»...

«Сводом Законов Российской империи» провозглашалось: не только жена обязана была повиноваться мужу своему и пребывать к нему в любви, почтении, но и муж обязан любить свою жену как «собственное свое тело и жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи». Заметили? «... но и муж». Так что не будем торопиться с «российским домостроем» в ХIХ веке.

Конечно, симпатии-антипатии женихов и невест уступали место экономическим приоритетам, но этого хватало и в «европах». Сам великий Гегель рекомендовал при создании семьи не доверять любви как слепому, случайному чувству.

Юридический статус русской женщины иногда превосходил статус большинства европейских женщин в отношении прав собственности и наследования. В книгах волостного суда можно было найти договор между мужем и женой о временном или пожизненном раздельном жительстве и раздельном имуществе.

И все же не случайно с середины ХIХ века салонные споры о положении женщин перенеслись на страницы таких солидных журналов, как «Отечественные записки» и «Русский вестник».

Да что там журналы! Публицистика, художественная литература, провинциальная печать и интимные дневники наполнились «женским вопросом».

Одним из средств раскрепощения женщин было высшее образование, за введение которого шла острая борьба. Если родоначальник русского нигилизма Дмитрий Писарев приветствовал появление девушек в университетских аудиториях в связи с необходимостью «вносить в женское воспитание науку во всем ее строгом величии», то обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев считал вредным и опасным образовательные действия фанатиков по уравнению женщин и мужчин.

Первые студентки-вольнослушательницы появились в 1859 году в Петербургском университете. Представляете, какое это было событие, если сам ректор провел под руку миловидную барышню в актовый зал на первое ее занятие, усадил ее в кресло и «сам сел подле нее».

Не так-то просто было получить девушке согласие родителей на посещение храма науки. Прежде чем выпустить дочерей в общество мужчин, матери сначала сами посещали лекции, и только убедившись, что их чадам ничто не угрожает, давали добро на ученость.

В связи с либеральными реформами Александра II (который почему-то не любил умных женщин), сторонники эмансипации слабого пола усилили свой голос. Одни считали, что путь к свободе женщин лежит через просвещение, другие - через борьбу за социально-политические преобразования. Российские барышни преуспели в последнем.

Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент ЮТИ ТПУ