Из автобиографической справки:
Вероника Михайловна Ростовцева. Родилась 29 июня 1956 года. Училась в 32 школе, окончила с золотой медалью. В 1974 поступила в ТГПИ. Окончила в 1980 году - диплом с отличием. Мастер спорта СССР по академической гребле (тренер - Анатолий Иванович Иванов).
Были в её биографии моменты, сродни божественному откровению. В их числе - встреча с одним из новаторов педагогической науки 80-ых Михаилом Павловичем Пальяновым, организовавшим научную лабораторию, которая занималась инновациями в области среднего образования…
После вручения диплома Ростовцеву пригласили на кафедру французского языка ТГПИ. Работала в институте и преподавала в уникальной для своего времени школе, образовательный процесс которой соединил музыкальную подготовку, изобразительное искусство и среднее образование. Это была школа №9 Академгородка (директор - Григорий Абрамович Псахье). Параллельно работала в научной лаборатории М.П. Пальянова (ныне - профессор, доктор педагогических наук).
В 1983-м выдержала серьёзный экзамен, преодолев конкурс в 10 человек на 3 места, и была зачислена в аспирантуру Академии педагогических наук (Москва). Её научным руководителем стала кандидат педагогических наук, прекрасный учёный и замечательный человек, Софья Викторовна Калинина. Тогда же довелось слушать лекции таких корифеев методики преподавания иностранных языков, как академик Александр Александрович Миролюбов, профессора Инесса Львовна Бим и Валентина Самуиловна Цетлин.
В то же время Ростовцева как аспирант получает возможность участвовать в программах «Лаборатории обучения иностранным языкам» НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук. Это позволило выполнить научные исследования на стыке методики и психолингвистики, что было отмечено в решении Диссертационного Совета, единодушно поддержавшего соискателя. На защиту научный руководитель подарила Ростовцевой маленького пластмассового зайчика: «Это - твой талисман!» И «зайчишка», действительно, выручил.
Сегодня, четверть века спустя, Вероника Михайловна о своём давно зародившемся увлечении методикой преподавания говорит так, что это более походит на поэзию. Впрочем, наверное, слова благодарности и должны быть такими:
- Я благодарна моим Учителям за то, что они дали мне хорошую теоретическую подготовку, которая позволяет осмысливать то новое, что невозможно объяснить на рациональном уровне, но когда начинаешь анализировать, видишь причины, которые привели к успеху, и тут же позволяешь себе вскрыть те препятствия, которые мешали лучшему... Начинаешь создавать условия для их реализации, и получается улучшение процесса.
Вот такая… музыка сфер.
Из автобиографической справки:
Защита кандидатской диссертации состоялась в 1987 году. Затем с 1989 по 1991 года В.М. Ростовцева работала во Франции. В 1993-1994 г.г. занималась переводческой деятельностью.
В школе изучала английский, так что французским, который нравился всегда, занялась с нуля, уже будучи студенткой Томского педагогического. После защиты кандидатской работала ассистентом у преподавателей русского языка французских лицеев - Grammont, Balzac, Decartеs (регион Centre, город Tours, не так далеко от Парижа). Конкурс - чрезвычайно высокий, но Ростовцева выиграла. Тогда довелось наблюдать в действии разноуровневые программы обучения иностранному языку и приобрести новый опыт эффективной, методически выдержанной работы в тандеме: француз-преподаватель ведёт русский язык как иностранный, а русский преподаватель В.М. Ростовцева - ассистирует. Потом ей доверяли работать с группами самостоятельно. Здесь же удалось реализовать «диалоговые технологии», типичные именно для российской методики.
Когда вернулась в Россию в 1991-м, оказалось, что практика обучения второму иностранному начала распространяться в отечественных школах: это движение подхватили вновь создаваемые гимназии и лицеи. Конечно, пойти на такой эксперимент могли только те, кто обладал достаточным потенциалом. Что касается технических вузов, то Томский политехнический стал первым университетом России, развернувшим программу языковой подготовки. Причём, как тогда, так и сейчас эта программа не имеет аналогов и ориентирована на реальный выход в международное образовательное пространство.
С 1994 года В.М. Ростовцева, сотрудничая с кафедрой французского языка и с директором Русско-французского центра Cветланой Петровной Товчихо, участвует в языковых курсах для преподавателей высшей школы. В 1997 году, когда было организовано отделение языковой коммуникации, Вероника Михайловна стала заместителем декана по учебной работе.
Из автобиографической справки:
Был в биографии Ростовцевой и такой интересный период, когда она в 1995 году в составе труппы Томского театра юного зрителя (режиссёры - Юрий Алексеевич Пахомов и Луи Ги Пакетт) принимала участие в переводе при постановке пьесы А.Н. Островского «Лес».
После этого в 1997 и 2002 годах были стажировки в университетах Франции. В 2003 году поступила в докторантуру. Немногим позже в недрах Томского политехнического университета структурировался Институт инженерной педагогики, перед которым была поставлена задача обеспечить подготовку новых инженерно-педагогических кадров, способных работать на опережение. Наработанный материал требовал анализа и обобщения, поскольку был получен уникальный опыт (прежде всего - педагогический). Это позволило определиться с темой следующего научного исследования, выполненного в рамках педагогики высшей школы.
Обстоятельства сложились таким образом, что базовым для докторанта В.М. Ростовцевой стал Институт образования взрослых при Российской академии образования. Так познакомилась со знаменитой «Петербургской школой», которая, конечно же, отличается своей спецификой.
И снова шанс - удалось встретиться с уникальным человеком: научным консультантом стал Александр Александрович Макареня - доктор педагогических и доктор химических наук, руководитель Центра развития образования в регионах России. Его эрудиция - поражает, а дар научного предвидения позволяет прогнозировать новые направления в теории и методике профессионального образования.
Одним словом, судьба докторской диссертации Вероники Михайловны Ростовцевой решилась в Санкт-Петербурге: защита прошла успешно 22 декабря 2005 года.
Записал О.Н. Плотников