\"Сегодня высшая школа столкнулась со сложнейшими социально-экономическими проблемами....
Главное - не потерять накопленный потенциал, сберечь все лучшее, и в то же время - создать такую систему образования, которая будет отвечать реалиям времени.
Именно с образованием связаны наши надежды на будущее России. \"
(Из приветствия Президента РФ к съезду Российского союза ректоров вузов).
\"Отечественная высшая школа и Российская государственность.\" С такой повесткой прошел в Москве 26-27 июня Съезд Российского союза ректоров вузов, на котором присутствовали премьер-министр РФ С.Кириенко, вице-премьер О.Сысоев, министр общего и профессионального образования А.Тихонов.
С. Кириенко открыл съезд оптимистичным заявлением, что как бы России не было тяжело, на образовании государство экономить не будет. Всё сказанное в последующем, явно противоречило этому утверждению. Финансирование предполагается только под государственный заказ, компенсация за коммунальные услуги определена в объеме затрат двух месяцев, стипендиальный фонд трех месяцев составит 40-45% от необходимого, заработная плата в ближайшие месяцы будет финансироваться только на 42%, причем долг, признанный государством, составляет лишь разницу между финансированием 42% к 65%, тем самым бюджет вузов секвестирован на 37%. И это учитывая то, что по сравнению с 1997 годом финансирование высшей школы сократилось с 3% расходной части российского бюджета до 1,76%.В вопросе приватизации правительство приняло решение исключить вузы из приватизационных списков и перейти к многоучредительству. Это значит, что совместно с государством финансировать и управлять могут организации разных форм собственности, что в худшем варианте может привести к постепенному сокращению государственного содержания и усилению влияния на вузы \"инвесторов\".
Далее С.Кириенко объявил, что подписано Постановление Правительства об уменьшении в два раза цен на газ и электроэнергию для бюджетных организаций, в т.ч. и вузов. Как нам пояснили в \"энергетических\" кругах, сегодня есть Постановление о снижении на 30% оптовых цен на газ, но при условии 100% оплаты \"живыми\" деньгами текущих затрат и погашения предыдущих долгов по графику. Что соответственно переносится и на электроэнергетику. Кроме этого, предусматривается изменение структуры потребления, т.е. выравнивание и доведение уровня тарифов для всех категорий потребителей с уровнем реальных затрат. Сегодня население покупает газ и электроэнергию ниже себестоимости, а промышленные предприятия выше. Главная цель этих мер - переложить затраты на конечного потребителя по таблице регионов.
Хотя нам всем приятно было бы получить реальные гарантии, и знать , что если мы и будем платить, то вместо 14 миллионов в год все-таки.
Выступление Кириенко встретили молча. Было направлено много письменных вопросов, но ответов не последовало . Доклад Президента Союза ректоров академика РАН В.Садовничего содержал глубокий анализ ситуации в высшей школе России и был проиллюстрирован множеством примеров, из писем, телеграмм и обращений коллективов и ректоров вуэов. Были изложены позиции разных ветвей власти РФ.
Представительская - требование в Постановлении Совета Федерации от 20.05.98 г. отказаться от экономии бюджетных средств за счет интересов образования . Переход в последующие годы к увеличению объемов финансирования вузов.
Законодательная - Государственная Дума признала не законным предложенный Правительством проект приватизации вузов.
Исполнительная - курс на разгосударствление высшей школы очевиден, сокращение численности преподавателей предполагается в \"Программе экономии государственных расходов\" ( сокращение незаконно, и профсоюзные комитеты планируют провести в коллективах разъяснения по этому вопросу).
Вывод - \"кризиса образования нет. Был и есть кризис политики государства в области образования. Если осуществятся все планируемые Правительством меры экономии расходов, то это произойдет за счет резкого сокращения поддержки образования, здравоохранения и культуры\".
Главной целью съезда председатель Совета ректоров обозначил консолидацию позиций всех ветвей власти и достижение необходимого согласия с вузовской общественностью, которая насчитывает сегодня в России около 100 миллионов человек, включая студентов, их родителей и преподавателей . И хотя у Правительства есть возможности провести свой пакет мер, пренебрегая протестом Совета ректоров, необходимо учитывать эту огромную общественную силу.
Анализ текущей ситуации в высшей школе в докладе изложен по трем основным параметрам.
Положение студентов.
Общая численность студентов за последний год выросла со 195 до 238 тысяч, но только за счет негосударственных вузов. В государственных вузах сохраняется очень низкое соотношение -172 студента на 10 тыс. населения.
Недофинансирование стипендиального фонда и вообще очень низкий размер стипендий не позволяет считать положение студентов по России в целом приемлемым. Положение усугубляется тем, что в документах, предлагаемых Правительством, предполагается установить взимание платы с учащихся на возмещение за предоставляемые им коммунальные, бытовые и др. услуги, не связанные с учебным процессом, снять ограничения по возмещению затрат на обучение по специальностям экономики, юриспруденции и управления, заменить государственные стипендии адресной социальной помощью.
Положение профессорско-преподавательского состава.
За последнее время положительно изменился квалификационный уровень. Число докторов наук в целом по стране увеличилось на 2.4 тыс, кандидатов наук - на 3.3 тыс, профессоров - на 3.1 тыс, доцентов - на 2.3 тыс. человек.
Но беспокоит возраст докторов наук в среднем это 57-58 лет.Оплата профессоров за последние годы сократилась с 219% до 62% средней зарплаты в промышленности. В среднем по России профессор получает со всеми надбавками чуть более тысячи, доцент - примерно 900 рублей. Растет число уезжающих за рубеж. Согласно разным прогнозам к 2000 году из страны \"утечет\" до 1.5 миллионов кадров высшей квалификации.
Общее финансовое и материально-техническое состояние высшей школы.
Как и предполагал ректорский корпус, сдвигов в лучшую сторону не произошло.
Финансирование заработной маты и стипендиального фонда последние месяцы осуществляется на уровне 42%-45%, коммунальные затраты компенсируются лишь в незначительной части. Прибыль от оказания платных дополнительных услуг, научной и хозяйственной деятельности, в основном, направлена на погашение задолженности по коммунальным платежам. Низкий уровень стипендий привел к сокращению числа регулярно питающихся и ухудшению состояния здоровья 30% студентов.
Свернуто капитальное строительство. Резкое сокращение инвестиций не позволило уменьшить дефицит учебно-лабораторных площадей и студенческих общежитий. Из 187 \"замороженных \" строек Минобразования 56 объектов имеют готовность к сдаче свыше 90%!
Более того, предполагается введение нового порядка сдачи в аренду государственного имущества и предприятий системы образования, что исключит вузам и этот источник доходов.
Таким образом, можно говорить о тенденции изъятия из государственного образования всех \"избыточных\" кадровых, финансовых, имущественных и др. ресурсов, тотальной коммерциализации образования, исключения отечественной высшей школы из числа важнейших факторов национальной безопасности.
Задачи Российского Союза ректоров.
Правлению Союза необходимо выработать ряд постановлений Съезда, начать активные действия не просто по защите от всяких поползновений на существующее федеральное законодательство в области образования, но и выступить с конкретными предложениями о расширении конституционных прав граждан России на образование и их неукоснительных государственных гарантиях.
Кроме С.Кириенко и А.Садовничего на съезде выступили еще 14 человек. С резким осуждением политики Правительства выступил ректор Уральского государственного университета с критикой идеи консолидации бюджетных и внебюджетных средств, собранных в единый общероссийский \"карман\" с последующим перераспределением. Крайне обличительным к политике государства в области образования, но скорее популистским было выступление мэра Москвы Ю.Лужкова. К докладу министра делегаты съезда готовились с чувством протеста в ожидании не конструктивного, а обвинительного в адрес ректоров выступления. Но оно было не тем, не другим, и укрепило решимость делегатов на последующей секции требовать отставки А.Тихонова с поста министра. Одним из решений съезда стало решение об организации 1 октября Всероссийской вузовской стачки, хотя мнения ректоров были разными. Некоторые заняли очень осторожную позицию. Если надеяться и верить в оптимистичные обещания Правительства на возврат всех долгов и последующую заботу о системе образования в России, то нам можно, конечно, спокойно ждать и готовиться к новому учебному году, тем более что в ТПУ экономическое положение еще не самое кризисное. Но со многими приоритетными направлениями и планами уже придется подождать.
Материал подготовлен со слов Председателя профсоюзного комитета сотрудников ТПУ, участника Съезда Н.М. Птушко и по материалам доклада Председателя Российского совета ректоров А. Садовничего.
Валентина Назарова