Знание, Свобода, Процветание. Эту триаду, вписанную в ступени главного корпуса на латинском и русском языках, можно дополнить столь же древним изречением: Vita brevis, scientia longe (Жизнь коротка, знание вечно).
Интересно, какой смысл вкладывали в эти напутственные слова сами античные мыслители?
Заглянем в одно из этических сочинений древнеримского философа, поэта, драматурга самого начала новой эры Луция Аннея Сенеки - в \"Нравственные письма к Луцилию\".
Всем, стремившимся к познанию смысла жизни через философию, автор \"Писем\" советовал \"питать душу знанием великих умов\", не увлекаясь количеством прочитанного у множества авторов. Разброс на количество умов, по мнению Сенеки, ведет к суетной страсти, которая вовсе не означает деятельного духа.
Будучи представителем римского стоицизма, Сенека не считал \"свободные науки и искусства\" благом, если их плод - деньги. Свободными они называются потому, писал философ, что достойны свободного человека, а свободу человеку дает мудрость и добродетель.
Процветание и богатство Сенека не мыслил без души человека, добра, в котором бы \"светилось кроткое величие\". Где обиталище высшего блага, спрашивал он у Луцилия, и сам давал ответ - в душе. Благо, процветание не родятся от зла, \"как смоква от оливы\". Не принимая скудость достояния как норму жизни, он мечтал сделать бедность не такой горькой, а богатство не таким кичливым. Цитируя Эпикура, Сенека напоминал своему адресату: \"Накопив богатство многие нашли не конец бедам, а другие беды.
Если душа больна, то порок всегда при ней, будь она в бедности или богатстве\". Знание, свобода и процветание, по убеждению мыслителя, не состоятся, если человек не научится жить среди людей и в согласии с природой.
Двадцативековая давность этих наставлений не уценила знаменитых \"Писем\". А может быть, Сенека писал их не Луцилию, а нам?
Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент ЮТИ ТПУ.